Войти в почту

В России назвали основные задачи по развитию образовательной системы на ближайшие годы

Важнейшей задачей системы обучения школьников в России на ближайшие годы станет снижение дифференциации уровня образования. В качестве основных инструментов, которые должны помочь добиться поставленной цели, Рособрнадзор назвал объективную оценку знаний, качественные учебные пособия, а также механизмы развития компетенций учителей и образовательные стандарты. Сокращение линеек учебников позволит обеспечить доступ к одинаково качественному образованию школьникам из разных регионов. В Москве прошёл международный форум «Город образования», где обсуждались планы по развитию системы образования в России на ближайшие годы. В числе основных задач российской системы было названо обеспечение равного образования каждому школьнику, независимо от места его проживания и уровня его достатка. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия относится к числу стран, где результаты школьников коррелируют с уровнем достатка семьи. В то же время, обеспечение справедливого качественного образования входит в список Целей устойчивого развития ООН до 2030 года. В связи с этим приоритетом в развитии образовательного процесса на ближайшие годы станет именно уменьшение дифференциации качества обучения. Об этом в рамках своего выступления на форуме рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Ученики в классе перед началом единого государственного экзамена РИА Новости © Павел Лисицын Одна из основных составляющих стратегии — разработка образовательных стандартов. При этом, по мнению представителя Рособрнадзора, необходимо добиваться объективной оценки: использовать многообразие оценочных процедур, с сохранением ЕГЭ в качестве основы контроля. Также Сергей Кравцов отметил необходимость в улучшении механизмов развития компетенций учителей, общественного обсуждения и участия экспертного сообщества в формировании системы управления качеством образования. На данный момент всё ещё стоит вопрос подготовки учебных пособий, в том числе развития электронных носителей и электронного контента для образования. «Важно, чтобы учебные материалы совершенствовались и по мере развития науки, и по итогам оценочных процедур. Необходимо привлекать экспертов различного уровня для создания и экспертизы учебников», — подчеркнул Сергей Кравцов. Среди мер, которые будут направлены на улучшение качества учебных пособий, были названы сокращение количества линеек учебников, совершенствование методологии и процедур экспертизы учебников, регулярное обновление за счёт включения актуального, современного содержания, а также выпуск целевых пособий, рассчитанных на определенный сегмент аудитории (например, для подготовки к экзаменам). Все эти решения в комплексе позволят сократить разрыв в качестве образования между регионами, между городскими и сельскими школами, а также между учениками из семей с разным уровнем достатка, считают в Рособрнадзоре. В частности, сокращение линеек учебников и утверждение нового списка рекомендованной учебной литературы, которая пройдет тщательную экспертную оценку, гарантирует доступ к одинаково качественному образованию школьникам из разных регионов. При этом централизованные закупки подобных учебников сократят разрыв в уровне образования у школьников из семей с разным уровнем материального достатка. Эксперты отметили, что сокращение числа линеек учебников не означает наличие одного утверждённого учебник по каждому предмету. Помимо всего прочего, сохранятся возможности для получения углубленных знаний с помощью специальных пособий. «Невозможно создать один учебник. Даже в Советском Союзе не было одного учебника, всегда было семь-восемь различных линеек учебников — базовые, экспериментальные. Я думаю, будет такой же подход», — сказал президент группы компаний «Просвещение» Владимир Узун. «Для того, чтобы осталась возможность получать углубленные знания, предполагается использовать разные требования к освоению учебного материала, выделяя базовый и углублённый уровень. Также добиваться высоких результатов помогает практика включения в учебно-методический комплекс разноуровневых заданий и материалов для ознакомительного чтения, создания учебной продукции для базовых и углубленных курсов на старшей ступени», – отметил Узун. Читательская грамотность Участники конференции отметили высокие результаты российских школьников в международных тестах, в частности одни лидируют по итогам оценки читательской грамотности в исследовании PISA. По мнению Владимира Узуна, добиться улучшения навыков чтения позволяет как раз грамотная организация образовательного процесса с помощью правильно составленных учебников. РИА Новости © Маша Росс «Читательская грамотность в конечном итоге сказывается на результатах по всем предметам. Во всех наших учебных материалах уделяется внимание формированию навыков осмысленного чтения и работы с текстом. Для этого необходимы особые блоки заданий, в том числе посвящённые работе с современными технологиями», — рассказал Узун. Он отметил, что в последние годы ГК «Просвещение» уделяет внимание обучению учащихся поисковой деятельности, работе над научными проектами и исследованиями. Отдельное внимание эксперты посвятили теме цифровизации образовательного процесса и созданию грамотных электронных учебных пособий. Директор департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреас Шляйхер отметил, что с 2006 года технологии стремительно развивались, но средний уровень образования за этот период не только не вырос, а напротив, несколько снизился. «Есть исключения по некоторым странам, но в среднем можно сказать, что прогресс не привёл к улучшению уровня образования», — констатировал эксперт. По его мнению, современные технологии до сих пор недостаточно проникли в систему образования. «Некоторые предметы многим кажутся скучными — например, естественнонаучные дисциплины. Но дело не в предметах, а в том, что мы не умеем их интересно преподавать», — считает Андреас Шляйхер. Владимир Узун добавил, что «современные технологии позволяют значительно расширить границы образовательного процесса». Принимая это во внимание, «Просвещение» в партнёрстве с компаниями «Яндекс» и «Ростелеком» ведёт работу над проектами, которые призваны помочь организовать образовательный процесс более эффективно, внедрить сервисы электронного образования, в том числе электронные формы учебников, методических материалов и курсов. По мнению Узуна, использование онлайн-сервисов может быть отличным дополнением для стандартных учебников. «Электронные инструменты позволяют организовать индивидуальную работу с учениками с учётом их личных целей», – отметил спикер. Российские и международные эксперты, выступавшие на форуме «Город образования», сошлись во мнении, что задача современного образовательного процесса состоит не в том, чтобы просто передать ученикам какие-то знания, а в необходимости показать, как ими пользоваться. Было подчеркнуто, что образовательный процесс должен готовить людей к современной жизни. «Должно происходить обогащение инструментария, причем не для профессии, потому что мы не знаем, какие будут профессии завтра. Образовательный процесс должен подготовить к получению знаний, это его главная задача», — заявил в беседе с журналистами Узун. По мнению эксперта, современные учебники должны обеспечивать фундаментальность образования, способствовать воспитанию социальной ориентированности школьников.

В России назвали основные задачи по развитию образовательной системы на ближайшие годы
© RT на русском