«Можно учиться все свободное время, но тогда разучишься разговаривать с людьми»

Василий Югов, Пермь Выпускник школы №146 — Какие впечатления у вас остались от Олимпиады? Сложные были задания? — Я участвовал в Олимпиаде IPhO уже второй раз, и соревнования этого года мне понравились значительно меньше. Каждый день нас будили очень рано, в районе пяти часов, из-за этого я почти ни разу не выспался. Было очень сложно сохранять при этом рабочую форму, поэтому пил много кофе. Кроме того, лишних трудностей добавил перенос экспериментального тура — вместо двух дней туров с отдыхом между ними получилось три дня напряжения подряд и никакого отдыха. Задачи экспериментального тура были слишком механическими — требовали способности очень быстро измерять и считать, но совершенно не предполагали мыслительной деятельности. Можно было набрать много баллов за экспериментальный тур, буквально не зная ни одной физической формулы. Теоретический тур тоже не требовал хорошего знания физики, скорее умения работать с формулами и угадывать ту модель, которую от тебя хотели организаторы. К тому же в трех задачах теоретического тура встретилось всего две физических темы — механика и астрофизика. — Что вы думаете о соперниках, успели пообщаться с ребятами из других стран? — Да, я успел немного поговорить с ребятами из Мексики и Сальвадора. По моим ощущениям, все отличия заключаются только в уровне подготовки, в остальном же все более-менее похожи. То есть разницы между ребятами из разных стран не сильно больше, чем внутри нашей команды. — Когда и как вы заинтересовались физикой? — С детства я увлекался математикой — ездил в математические лагеря, участвовал в олимпиадах и турнирах по математическим боям. Физикой заинтересовался уже в седьмом классе, когда попал в класс к Сергею Евгеньевичу Полянскому, замечательному учителю школы №146 в Перми. Где-то с седьмого по десятый класс занимался с Сергеем Евгеньевичем на уроках физики, а также до и после уроков. Кроме того, два раза ездил в Кировскую летнюю многопредметную школу на физику. В десятом и одиннадцатом классе занимался больше дома и на сборах для кандидатов в сборную. — Пришлось ли чем-то жертвовать, чтобы добиться такого результата? — Для подготовки просто решал много сложных задач. Все, чем приходилось жертвовать,— это временем на предметы, отличные от физики. — То есть по каким-то другим школьным предметам вы отстаете? — Естественно, невозможно все хорошо знать. Думаю, такому человеку сложно было бы остаться нормальным. Можно учиться все свободное время, но тогда разучишься разговаривать с людьми. — Ваша жизнь сильно отличается от будней одноклассников? — Пожалуй, одноклассники значительно больше времени проводят с друзьями и меньше времени тратят на учебу. — А вас что интересует, помимо учебы? — Все понемногу, кроме сериалов. Увлекаюсь фотографией и прогулками на свежем воздухе. Из фильмов очень нравятся «Человек, который познал бесконечность» и «Игры разума» — по сути, биографии очень интересных и умных людей, которых я в той или иной степени могу назвать кумирами. Как и любимая книга «Вы, должно быть, шутите, мистер Фейнман» физика Ричарда Фейнмана. Еще мне очень нравится «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезера Юдковского — книга, которая учит рационалистическому стилю мышления (адаптация романов о Гарри Поттере с научной точки зрения, написанная специалистом по искусственному интеллекту.— “Ъ”). — Как вы думаете, почему ваши ровесники редко интересуются физикой? — Просто большинству физика не интересна и не нужна. Заниматься физикой не модно, почти отсутствуют стимулы к изучению. К тому же у кого-то есть некая природная предрасположенность к естественным наукам, а у других нет. — А как вам преподавание физики в российских школах? — В моей школе физику преподают хорошо, а в других я не учился. Но я думаю, что интерес школьников к физике во многом зависит от того, как именно ее будут преподавать. Очевидно, что у хорошего учителя дети достигают очень высоких результатов. Думаю, уже на первых нескольких уроках преподаватель должен заинтересовать предметом как можно больше учеников — а потом давать им как можно больше знаний. — А что делать с теми, кто не успел сразу втянуться? — Ну, хороший преподаватель может давать каждому ученику знания в соответствии с его уровнем. Но если кому-то совсем наплевать на предмет — это должны быть исключительно его проблемы. — Как вы относитесь к системе ЕГЭ? — Концепция ЕГЭ — это, конечно, хорошо, так как должна быть стандартизированная система оценки выпускников. Но у реализации могут быть минусы. Например, мне не очень нравится, что при приеме в вуз на физическую специальность балл за русский язык так же важен, как и баллы по физике. На мой взгляд, ЕГЭ по русскому языку, конечно, должен учитываться — но не в такой степени. — ЕГЭ часто критикуют, утверждая, что в школах детей натаскивают на типовые задания. — Да, я с этим согласен. Но если такие типовые задания охватывают весь курс, то вреда в этом нет. ЕГЭ не идеален. Экзамены по русскому и математике меня вполне устраивают, а вот в ЕГЭ по физике стоило бы уменьшить количество заданий с коротким ответом в пользу заданий с развернутым ответом. — Как вы считаете, что еще стоит поменять в школьном образовании? — Не знаю, если бы изменить ситуацию к лучшему было так просто, то это уже сделали бы. Лично я повысил бы зарплаты учителям — это увеличит престижность профессии и в ней станет больше талантливых людей. — Куда вы планируете поступать? — МФТИ, потому что практически нет альтернативных вузов, где так готовят ученых-физиков. — Чем хотите заниматься после университета? — Наукой, но подробнее пока об этом не думал. Насколько мне известно, с фундаментальной физикой в стране все хорошо, а с прикладной — не очень, потому что мало вузов и выделяется мало денег. — Вы планируете работать в России или уехать за рубеж? — Я планирую работать там, где для этого условия лучше. Сейчас они лучше за границей. Не знаю, как будет через четыре-шесть лет — но вряд ли что-то изменится. — Почему, по-вашему, происходит «утечка мозгов»? — Потому и происходит, что за границей платят больше. — Кстати, а государство поддерживает как-то олимпиадников? — Государство с прошлого года перестало поддерживать участников олимпиад. А от региона единственное, что я получал,— это премия в 5 тыс. руб. два года назад. Так что поддержки нет абсолютно никакой. Хотя, в Москве дают большие премии призерам Всероссийской олимпиады и медалистам международных олимпиад. Еще я знаю, что в Мордовии в республиканском лицее для одаренных детей большие стипендии. — Вы бы остались в родном городе, если бы региональные власти оказывали вам какую-то поддержку? — Нет, я вуз по качеству образования выбирал. В Перми мне было бы очень скучно. — Вы интересуетесь ситуацией в стране? Что, на ваш взгляд, стоит изменить? — Ситуацией в стране и политикой особо не интересуюсь. По ощущениям, в Индонезии уровень жизни гораздо ниже. Стоило бы лучше следить за исполнением законов РФ. Например, я сейчас отдыхаю в Крыму, и тут большая часть пляжа огорожена и осуществляется платный проход, хотя вроде бы брать плату за вход на пляж у реки или моря противозаконно. — Откуда вы узнаете новости? — Иногда читаю в интернете, на Уandex.ru. Телевизор никогда не смотрел. — Вы знаете о том, что недавно в стране проходили различные политические акции, в которых участвовало много молодежи? — Да, слышал об этом. Считаю, что молодежь должна принимать участие в политической жизни страны. Я сам не участвовал в таких митингах, но некоторые требования кажутся вполне разумными. Например, усиление борьбы с коррупцией. — Какая личность вас вдохновляет и почему? — Меня вдохновляет Ричард Фейнман, из-за его достижений в науке и замечательного чувства юмора.