Борьба за мозги
Успех реализации программы реиндустриализации экономики Новосибирской области в частности и технологического развития страны в целом во многом зависит от участия в инновационных проектах талантливой молодежи. Таково единодушное мнение спикеров федерального и регионального уровня, принявших участие в «Молодежном дне» V Международного форума «Технопром». Однако компаниям, институтам развития и государству нужно поспешить с вовлечением студентов и выпускников в высокотехнологичные проекты, ведь борьба за интеллект в мире с каждым годом будет только нарастать. Более полутора тысяч молодых людей приняли участие в международном форуме технологического развития «Технопром», прошедшем в Новосибирской области. Именно молодежи предстоит определять будущее экономики региона, отметил на пленарном заседании форума «Российская промышленная революция. Стратегические вызовы» губернатор Владимир Городецкий. «Кто будет реализовывать новое видение, новые подходы, совершенно новый уровень технологических решений? Это будут делать новые люди, с новой креативностью, с другим подходом к делу, с другим профессиональным функционалом. Это сегодняшняя молодежь — школьники и студенты. Молодежь, которая размышляет о своем выборе в жизни»,— заявил глава региона. Задача власти, по его мнению, заключается в том, чтобы «дать мотивацию, направить молодежь на решение судьбоносных задач, стоящих перед страной и Новосибирской областью». Главным вызовом экономики на ближайшие 10–15 лет, по мнению ученых и экспертов, становится борьба за мозги. И власть должна найти инструменты, которые позволят талантливой молодежи успешно реализовать себя в России. «В мире столько уже предложено мегапроектов в самых разных областях, что если все их начать воплощать в жизнь, то просто не хватит умных голов. Идет очень серьезная конкуренция,— констатирует заместитель министра образования и науки России Григорий Трубников.— Корпорации, у которых есть деньги на реализацию проектов, активно борются за интеллект». Взрастить специалистов в школах и университетах, удержать их в регионе и раскрыть потенциал таланта — вот три основные задачи для успешного развития экономики, считает президент аналитического центра «Проектный офис» Алексей Юртаев. «Исторически сложилось, что Новосибирская область — лидер в образовательной сфере. Но ряд регионов с крупными городами, агломерациями сегодня начинает быстро копировать лидирующие системы обучения. И важно разработать правильную стратегию, чтобы быть впереди конкурентов»,— считает он. По словам исполнительного директора Фонда технопарка новосибирского Академгородка Алексея Логвинского, в последние годы появились новые формы образования, где школьники и студенты с помощью современных средств могут достичь серьезных технических или научных результатов. «В технопарке и у наших соседей очень много таких возможностей. В этих мероприятиях важно то, что они созданы, наполняются и поддерживаются как частными компаниями, так и научными коллективами, то есть людьми-практиками. Это обеспечивает живое интересное наполнение, которое позволяет молодым людям найти себя в специальностях будущего»,— подчеркивает господин Логвинский. По его словам, в ближайшие годы будут востребованы высокотехнологичные профессии с опорой на фундаментальные знания. Ректор Новосибирского государственного технического университета Анатолий Батаев считает, что по техническому оснащению новосибирские школы и вузы в целом отвечают запросам времени. «Достаточно широко в школе реализуются цифровые технологии и робототехника. Большинство уважающих себя школ развиваются в этом направлении. Станки с числовым программным управлением — маленькое, относительно недорогое оборудование — есть уже в большинстве школ России. Внедряют школы и технологии 3D-прототипирования. Многие университеты получают современную технику. Будем надеяться, что скорость этих положительных изменений в высшей школе будет нарастать»,— заключил господин Батаев. «Сегодня 3D-технологии используются во всех отраслях — медицине, машино- и авиастроении. Технология быстрыми темпами набирает обороты. Задача — не упустить этот момент, и начиная со школьной скамьи давать детям эти знания. Мы видим, что дети сегодня делают достойные проекты»,— со своей стороны отметил президент Ассоциации 3D-образования Роман Бондаренко. В качестве стимула для вовлечения студентов в инновационное производство и развитие технологического предпринимательства минобрнауки РФ предложил засчитывать создание стартапов в качестве дипломной работы для выпускников вузов. «Курсы повышения квалификации, курсы лекций, специальные программы в университетах должны внедряться. Мы сейчас обсуждаем, что в качестве дипломных работ могут быть не только научные работы, но и, например, малые инновационные предприятия — стартапы, которые создаются бакалаврами или магистрами»,— заявил на форуме «Технопром-2017» Григорий Трубников. По его мнению, идея приравнять студенческие стартапы к дипломным работам особенно актуальна для сибирских вузов, студенты которых преуспели в открытии и развитии инновационных компаний. «Я знаю, что в сибирских вузах учатся студенты, которые являются руководителями даже не одной, а группы компаний. Считаю, успешные истории студенческого предпринимательства должны попадать в новости, чтобы как можно больше людей об этом узнавало. В этом смысле вузы могут работать на опережение — например, вводить курсы технологического предпринимательства, повышения квалификации, лекции, специальные программы»,— говорит Григорий Трубников. Антон Вебер