Николай Прокофьев: «Дети стали прагматичные: списывать не дают»
Мужчин – к доске! – Николай Михайлович, сейчас ваши выпускники выбирают профессию. А как вы сделали свой выбор? – Много ведь зависит от среды, в которой человек растёт. Мама у меня была героическим учителем. Приехала работать в Ульяновск, в 33-ю школу из глубинки. И уже через три года её представили к званию Заслуженный учитель РСФСР. А тогда это были единичные случаи. Наша тринадцатиметровая комнатка всегда была полна её учениками. Я уроки делал на кухне. Тётя тоже была заслуженным учителем, работала в первой школе. А отец, фронтовик, прожил только два года после войны, я его мало помню. Так что на роду у меня было написано идти в педагогический институт. – Когда вы начинали работать, мужчин в школе было больше? – Тогда тоже было немного. И ничего не изменится, пока не поднимется престиж профессии и заработная плата учителя. В 2003 году я был в Германии, в гимназии Крефельда. Там две трети коллектива – мужчины. Зарабатывают они очень хорошо, но и требования к ним предъявляют серьёзные. У нас не Германия, но я считаю, что и в наших условиях директор должен добиваться, чтобы в коллективе было хотя бы десять мужиков. Мы эту планку держим. Вот приняли на работу молодого специалиста, своего выпускника. Он за год сумел получить первую квалификационную категорию. Это достижение, почти подвиг! Талантливый парень. – Не боитесь, что уедет в столицу? – Очень не хочу, но понимаю, почему люди уезжают. Наших учителей в Москве берут с удовольствием, и зарабатывают они там по 80 тыс. рублей. А у нас 35 тысяч – потолок. К сожалению, происходит вымывание талантливых мозгов из провинции. И никто этого процесса не остановит, потому что есть объективная экономическая причина. Министр образования РФ Ольга Юрьевна Васильева говорит, что эту ситуацию надо менять. Но пока... увы. – Так ведь и дети уезжают. ЕГЭ открыл им все границы. Что с этим делать? – Административными методами точно ничего не сделаешь. Нужно повышать уровень среднего и высшего образования в провинции, создавать мощную научную и экспериментальную базу. Других вариантов нет. В этом году наша девочка Женя Карцева стала победителем телевизионного конкурса «Умники и умницы» и получила путёвку в МГИМО. Неужели она не воспользуется этой возможностью? Я читал, что 45 % российской молодёжи мечтает жить и работать за границей. Мы стараемся, чтобы нашим гимназистам дома было интересно, но я понимаю, что среди этих 45 % наши тоже есть. Причём гимназия научила их добиваться поставленных целей. Списывать не дают – Вы согласны, что молодёжь последние десятилетия быстро и как-то кардинально меняется? – Дети стали более продвинутые, умные и прагматичные. Списывать не дают, потому что понимают, что у любого труда есть своя цена. И с какой стати свой труд вот так просто отдавать кому-то? Меняется не только молодёжь, а общество в целом. Девяностые больно ударили по каждой семье, нынешние родители наших учеников были детьми, когда рушились моральные и нравственные устои... Отношение к школе становится потребительским: «Я вам отдал сына, вот и работайте»... Эту позицию, кстати, и законодательно закрепили. Ведь школа теперь не учит, а оказывает образовательные услуги. Мы договоры подписываем. И если нашим «заказчикам» что-то вдруг не понравится, жалобу через интернет написать гораздо быстрее и проще, чем разобраться в ситуации и понять что-то про своего ребёнка. Я не говорю, что все родители такие. Конечно, нет. Но в целом отношение и к школе, и к ребёнку меняется. Мамы и папы легко уезжают вдвоем в тёплые страны, потому что им от детей отдохнуть надо. – А дети – в сетях с «Синим китом»... Можно противостоять этой беде? – У нас с законом проблема: в интернет можно запустить что угодно. Где же службы, которые должны следить за содержанием публикаций в соцсетях? Технические возможности узнать, кто этим занимается, есть. Тогда почему бы такого деятеля лет на пять не посадить? Ведь речь-то идет о призыве к самоубийству! Мы в гимназии целую учёбу организовали. Сначала собрали учителей в кабинете для проведения видеосеминаров, вывели на большой экран всю информацию об этой группе. Потом учителя подробно растолковывали родителям, что это такое и как всё происходит. Проблема в том, что родители сладко спят, когда их дети за компьютерами сидят. Двух ребят, которые уже начали втягиваться в эту игру, мы нашли. Остановили. А сколько таких всего? Потолок падал, а гимназия росла – Николай Михайлович, много лет назад вы рассказывали о своём первом дне в качестве директора. Тогда в старом здании школы рухнул потолок. И вот 30 лет спустя 33-я гимназия - ведущее образовательное учреждение. Какие силы вам помогали сделать такой рывок от разрухи? – Рухнул тогда всё-таки не потолок, а большой кусок штукатурки, примерно семь квадратных метров. Он обрушился на задние парты и разбил их вдребезги. В это время шёл урок. Счастье, что учительница за минуту до удара собрала детей вокруг своего стола и никто не пострадал. Спасая старое здание 1954 года постройки, мы пережили два капитальных ремонта, разобрали и собрали гимназию почти без денег, по взаимозачёту. Трудные были времена и для региона, и для страны, но вот я Роман с тридцать третьей Как создать школу, в которой хотят учиться как директор образовательного учреждения почувствовал тогда поддержку губернатора Шаманова. И с благодарностью вспоминаю его до сих пор. А параллельно с этой большой стройкой шёл не просто учебный процесс (вся школа ютилась в пристрое, учились в две смены), а становление гимназии. Очень благодарен всем, с кем начинал. Это сейчас всё можно найти в интернете. А тогда надо было самим создавать. – О чём вы сожалеете и что радует? – Жаль, что не все планы удалось реализовать. Хотел построить новое здание, плавательный бассейн, современную лабораторию, но ресурсов не хватило. Сейчас мечтаем о новой спортивной площадке: дети бегают по голому асфальту, а это не дело. Были у нас в гостях депутаты Законодательного Собрания вместе со своим председателем Анатолием Александровичем Бакаевым. Посмотрели и согласились, что площадка нужна, обещают помочь. А радует, что удалось сохранить традиции, которые заложил мой предшественник и учитель Михаил Васильевич Винокуров. Он как директор старался привлечь в школу самые лучшие кадры, добивался, чтобы 33-я школа была сильна и учителями, и учениками. И потом, создавая гимназию, мы ставили цель привлечь сюда детей, которые хотят учиться, а не «ходить в школу». – Похоже, вам это удалось. Ежегодно при наборе в первый класс у вас аншлаги, хотя учиться в гимназии непросто. – Мы более 25 лет, и теперь единственные в городе, работаем по программе Эльконина и Давыдова и получаем хорошие результаты, потому что эта программа учит ребёнка думать, анализировать, сравнивать. Я убеждён, что если у гимназии не будет программы повышенного уровня сложности, то это уже не гимназия.