XI Дальневосточный конкурс исполнительского искусства «Золотой ключ» прошёл во Владивостоке с 25 по 28 мая. В нём приняли участие преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств региона. На сцене Дальневосточного института искусств выступило около 80 исполнителей. Борьба за победу развернулась в номинациях - ансамбли, солисты, учитель-ученик. В конкурсе показали свой уровень мастерства представители всех районов Приморья, кроме того, приехали преподаватели из других российских регионов. Жюри отметило, что учителям музыки важно выходить на сцену по нескольких мотивам. Главное - профессиональный рост, обмен опытом с коллегами по музыкальному цеху. В итоге отличились педагоги из ряда школ Владивостока, Хабаровского города Бикин, и северного приморского посёлка Яковлевка. Конкурс проводится раз в два года при поддержке краевого департамента культуры. И для престижа важно «Золотой ключ» начинался ещё в конце прошлого века, под эгидой музыкального общества Приморского края. Потом самых виртуозных и артистичных преподавателей взял под своё крыло Дальневосточный институт искусств, отмечающий в этом году 55-летие. О необходимости непрерывной исполнительской практики когда-то сказал гениальный советский пианист и педагог Генрих Нейгауз, заметив, что учитель на любом инструменте должен быть, прежде всего толкователем музыки. - Этот конкурс - для преподавателей, которые не стоят на месте, - говорит директор школы-искусств им. Прокофьева, заслуженный артист РФ Сергей АРБУЗ. - Допустим, в спорте практикующий тренер всегда эффективен, каждое движение ученика он может исправить своим примером. И если педагог музыки имеет постоянную практику, он более тонко видит те задачи, которые стоят перед учеником. Конкурс - динамичная форма отчётности, несущая прогресс, повышающая качество образования. Участники «Золотого ключа» - мастера, постоянно поднимающие свою планку. Те, кто сидит в классе и со стороны наблюдает, как мучается ученик, от педагогики далеки, но такие, к сожалению, ещё есть. Правда, сегодня они постепенно отсеиваются - слишком велика конкуренция. Одним из победителей конкурса стал фортепианный дуэт педагогов школы им. Прокофьева Владивостока Анны Подзоровой и Юлии Гусевой. Как отметил Сергей Арбуз, молодые пианистки, недавно получившие высшее образование выходят на сцену довольно часто - на их концертах в школьном зале всегда аншлаг. Они действительно самые лучшие, яркие, достойные. - Если педагог не играет, он не может быть таковым, - говорит лауреат конкурса, преподаватель по классу скрипки, директор детской школы искусств № 7 Владивостока Ванда КОМАРНИЦКАЯ. - Одно дело показывать на уроке, другое - выступать публично. Для участия в конкурсе необходим профессионализм, высокая требовательность к себе. А ещё это редкая возможность сыграть на большой классической сцене, на глазах у лучших преподавателей института, заслуженных артистов. Захотелось помузицировать, проверить свои силы. Гран-при конкурса получил и дуэт педагогов из «Детской школы искусств № 4» Владивостока - пианистки Елены Бирюковой и скрипачки Софьи Шевцовой. - Победа важна для престижа образования и преподавателей, - ответила директор школы. Ольга ФЁДОРОВА. - Отмечу, что готовятся к конкурсу основательно, репетиции занимают по два-три часа ежедневно. Приятно, что есть учителя, которые могут играть сложные концертные произведения. Держать себя в форме На классической сцене блистали не только преподаватели из приморской столицы. География конкурса с каждым годом растёт вглубь и вширь: приезжают из Уссурийска, Находки, Арсеньева, Артёма, пос. Яковлевка, Хабаровского края, Амурской области, Иркутска. - Много конкурсантов из маленьких городов, посёлков, - рассказал председатель жюри, заслуженный артист РФ, декан музыкального факультета института Феликс КАЛЬМАН. - Идея в следующем: учитель не должен замыкаться только на преподавательской работе. Нужно поддерживать исполнительскую форму, конкурс стимулирует преподавателей, диплом конкурса помогает пройти аттестацию, повысить квалификацию. Кроме того, в рамках «Золотого ключа» организованы мастер-классы, после прохождения участники получают сертификаты. Действительно, «Золотой ключ» вышел за рамки конкурсных прослушиваний. В его программе - концерты профессоров, заслуженных деятелей искусств, лекции, мастер-классы. В этом году оперная студия института под руководством профессора Владимира Воронина представила публике оперу Колмановского «Белоснежка». - А начинали мы скромно, в конкурсе участвовали одни ансамбли, - говорит известный в Приморье баянист-аккордеонист, профессор, заслуженный артист России Вячеслав СЕМЕНЕНКО. - Потом включили солистов. Именно сольный номер показывает истинный уровень игры исполнителя. Добавились вокалисты, а также номинация учитель и ученик - выигрышная и привлекательная. Каждый конкурсант был по-своему интересен. Количество участников «Золотого ключа» говорит о том, что конкурс востребован. Здесь собираются профессионалы, которые много работают в музыкальных школах, но при этом не теряют контакта с инструментом. Не меркнет популярность и народных ансамблей, баян, аккордеон, домру любят послушать и старшее поколение, и молодёжь. - Не нужно высокопарных слов, конкурсантов можно от души похвалить, - заключил ректор института искусств Андрей ЧУГУНОВ. - В дальнейшем мы намерены развиваться в сторону повышения уровня исполнителей. Надеемся, в следующий раз, в конкурсной программе выступят преподаватели не только музыкальных школ, но и училищ, Вузов. Стоит отметить, что «Золотой ключ» сегодня носит имя основателя дальневосточной баянной школы Геннадия Низовского: больше 30 лет он преподавал на кафедре народных инструментов Дальневосточной академии искусств. Незаменимый баянист Школу искусств приморского посёлка Яковлевка посещает около 200 ребят со всего района. Сегодня на стенде учебного заведения красуется диплом конкурса «Золотой ключ» за первое место в номинации «эстрадный ансамбль». - Настроение великолепное, как у всех победителей, - делится руководитель коллектива, преподаватель по классу баяна Александр ЛУНОВСКИЙ. - Мы на этом конкурсе уникумы. Состав ансамбля - два фортепиано, скрипка, баян и бас-гитара. Вот из-за баса и попали в эстрадную категорию. В репертуаре коллектива - классика итальянского композитора XVI века Каччини с его пронзительным «Ave Maria», современные зажигательные латиноамериканские ритмы. Покорить взыскательное жюри удалось не сразу. - В первый раз мы заняли 16-е место! - признаётся педагог. - Постепенно перешли на третье, второе, и наконец, заняли первое место. В жюри конкурса - профессора высокого класса, у нас - достойные соперники, поэтому гран-при получить непросто. Александр Луновский - концертмейстер, в родном Яковлевском районе он аккомпанирует четырем творческим коллективам, участвует во многих региональных конкурсах и фестивалях: «Хоровод дружбы», «Пасхальная радость», «Ханкайские зори». Музыкант признаётся - творческая деятельность была бы проблематичной без нового инструмента. Во время поездки по району губернатор Приморья Владимир Миклушевский подарил концертный баян. - До этого каждый выход на сцену с ветхим инструментом был для меня подвигом, - говорит музыкант. - Губернатору за поддержку - спасибо. В районе я единственный баянист, поэтому мне приходится работать со всеми коллективами. На вопрос о будущих выступлениях в конкурсе «Золотой ключ» баянист отвечает утвердительно. Надеемся, ещё не раз в его исполнении услышат знаменитую баховскую Токкату и фугу ре минор. Надежда ЛУЖИНА КСТАТИ 55 лет назад приказом Министерства культуры РСФСР во Владивостоке был организован Дальневосточный педагогический институт искусств - первый в России вуз, объединивший три вида искусства - музыку, театр, живопись.

Учитель-виртуоз
© АиФ-Владивосток