Войти в почту

Поборы в школах: мифы и реальность

Фото с ресурса 2day.kh.ua Тут недавно во владимирском офисе Навального состоялся семинар на тему «Как избежать поборов в учебных заведениях». Это моя тема, я на ней, можно сказать, собаку съел, отработав год казначеем общешкольного родительского комитета (ОРК) и совершив мини-революцию в управлении общественными деньгами, поэтому с интересом просмотрел запись мероприятия. То, что там говорилось, это, извините, детский лепет, теоретическая лекция для студентов, каковые и составляли большинство аудитории. Таких семинаров можно провести миллион, и ничего от этого не изменится. Проблема действительно существует, но она называется иначе: не «поборы в школах», а «недееспособность родительских комитетов». Что, впрочем, поправимо – как показывает мой опыт. Описанные ниже события происходили в родительском комитете владимирской школы № 2, членом которого, между прочим, был Алексей Ефремов. Да-да, тот самый, который сейчас возглавляет владимирский офис Навального и который вёл упомянутый семинар. Составив полное представление об этом «борце с поборами в школах» по работе в ОРК, я за дело Навального во Владимире спокоен – под руководством пустомели Ефремова оно никакой угрозы не представляет. Потому как он показал себя абсолютно бесполезным в конкретном деле. Вот мой пошаговый план действий по искоренению так называемых «поборов». Шаг первый: стать казначеем ОРК Казначеем общешкольного родительского комитета я стал совершенно случайно, никакой борьбы за этот пост не вёл, никаких революций совершать не собирался. Элементарно никто не хотел браться за такую работу. Это на самом деле первая и важнейшая причина того, что на оппозиционном семинаре называли «поборами в школах»: в родительских комитетах зачастую никто не хочет брать на себя нагрузку, ответственность и заниматься реальным делом. Вот устроить «базар» – это за милую душу. Среди крикунов «против поборов» особо выделялся у нас в ОРК господин Ефремов. В прошедшем времени – потому что в текущем учебного году он просто «слинял» из родительского комитета – проводить семинары в офисе Навального интереснее и доходнее. Так вот, бывший не один год членом ОРК Ефремов палец о палец не ударил, чтобы ликвидировать ту самую порочную практику «поборов», которая на момент моего прихода на пост казначея действительно имела место в школе при полном попустительстве недееспособного ОРК. Слово «поборы» пишу в кавычках, потому что это пустой штамп, не отражающий существа дела, которое состоит в следующем: 1) не регламентированный каким-либо документом сумбурный сбор денег с родителей на расплывчато сформулированные цели, дающие свободу «творчества» их распорядителям; 2) непрозрачный учёт общественных финансов; 3) бесконтрольное их использование. Мне возразят: что может сделать один человек против агрессивно-послушного директору школы большинства ОРК? Жизнь показала: может очень многое, если системно занимается изменением ситуации по пунктам 1), 2) и 3). Шаг второй: считать Собственно, почему именно мне предложили стать казначеем ОРК? На первом заседании комитета в сентябре 2015 г., когда обсуждался размер платы за охрану, я за 30 секунд сосчитал на калькуляторе в телефоне, что обоснованный размер платы – 300 руб. с учащегося. У нас же всегда собирали по 540. Образовывавшиеся при этом излишки расходовались непрозрачно. ОРК никогда даже толком не знал, каковы были эти излишки. По моим подсчётам, выходило около 150 тысяч в год. Деньги, с молчаливого согласия ОРК, членом которого, напомню, был «борец с поборами в школах» господин Ефремов, собирал директор школы через классных руководителей (начиная с моего казначейства и теперь, при моём преемнике, деньги на охрану и любые иные общественные нужды собирает казначей ОРК). Я предложил тогда установить размер платы не на глазок, с большим запасом, а согласно расчёту. Тут все зашумели, стали кричать, что хотят платить не по 300 рублей, а по 540 (и это позиция людей, делегированных в ОРК классами для защиты интересов родителей – так где корень проблемы «поборов»?). И проголосовали за 540. А с излишками, мол, потом решим, что делать (хотя никогда ранее не решали, публично, по крайней мере). А мне сказали: ну, раз вы так хорошо считаете, вот и будьте казначеем! Ну, хорошо, буду. Хотите сдавать на охрану из расчёта 540 руб. в год с ученика – сдавайте. Просто работы мне придадите: придётся рассчитывать остатки по каждому классу и возвращать их классным казначеям – что я и сделал по итогам года – впервые в истории школы (это, знаете, уже была настоящая революция!). Ибо моя позиция такова: собранные целевым образом родительские деньги не могут быть использованы ни на какие иные цели без решения их собственников – то есть каждого родителя. Это первое железобетонное правило, которое должно быть зафиксировано в положении о сборе и расходовании родительских денег. Шаг третий: создать систему прозрачной отчётности Родители на самом деле готовы платить разумные деньги за безопасность и комфорт своих обожаемых чад. Мы в своём классе, например, прошлым летом в инициативном порядке линолеум заменили за 36 тысяч. Основная причина недовольства родителей – отсутствие уверенности, что все сданные деньги используются по назначению и не прилипают к чьим-то рукам, а если точнее – наличие уверенности в обратном. А всё из-за отсутствия прозрачной отчётности. Я разработал простую и понятную систему отчётности. Потратил несколько часов, создал импровизированную компьютерную программу (на основе таблиц exсel) учёта собранных и потраченных денег, и ежеквартально рассылал электронной почтой представителям классов таблицу со сведениями о собранных деньгах по каждому классу, платежах охранной организации (подкреплённые документами) и остатках. И в конце учебного года – итоговый отчёт с расчётами сумм к возврату в классы. Каждый класс знает свою сумму и сверяет её и, при желании, пересчитывает итог. Никаких вопросов не возникло! Шаг четвёртый: отстранить от родительских денег администрацию школы Никто из администрации школы даже касаться этих денег не должен. Добивался я этого жёстко. В начале сего непростого пути случился инцидент с директором школы (теперь уже бывшим, Андреем Санакиным), после которого я решил для себя, что добьюсь его ухода из нашей школы – на что потребовался год. Об этом будет во второй части. Следите за «ТВ-МИГ».

Поборы в школах: мифы и реальность
© ТВ-МИГ