Таланты и возможности. Почему полезно учить математику?
Директор школы № 146 с углублённым изучением математики, физики и информатики Юрий Айдаров работает с теми ребятами, которые не просто жадно впитывают знания. Счастье для них – в поисках ответов на все вопросы. Ученики успешно участвуют во всероссийских и международных олимпиадах по различным предметам, выпускники поступают в лучшие вузы страны. Хочу всё знать Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: У вас учатся дети, одарённые в области математики? Юрий Айдаров: Я бы сразу поправил: нельзя быть талантливым только в математике или физике. Академически одарённый ребёнок – это тот, который хочет всё знать. И это касается разных предметов и сфер жизни. Наша задача – помочь ему в этом, научить не просто задавать вопросы, а находить ответы. Наши учителя ставят перед детьми самые разные проблемы, которые нужно решать. Причём не просто решать, а подходить к процессу творчески. И это относительно любого предмета. – Как вы определяете, сможет ли ребёнок учиться в вашей школе? – Когда нас упрекают в том, что мы отбираем лучших ребят, я отвечаю, что это они нас выбирают. Я ведь не могу прийти в школу и просто забрать самых лучших детей. Никто не гарантирует, что ученики к нам вообще придут. Мы должны преподавать на таком уровне, чтобы дети стремились у нас учиться. Изначально мы ориентируемся на детей без серьёзной подготовки. Даём им возможность максимально проявить свои способности. Меня часто спрашивают, какими качествами должен обладать ребёнок, чтобы поступить в нашу школу. Это дети, которым для воплощения их желаний нужно учиться именно у нас. Например, ребёнок мечтает поступить в физтех (Московский физико-технический институт. – Авт.). Это означает, что ему надо к нам. Если он освоит программу на 5, то, скорее всего, туда поступит. Сегодня физика, завтра – химия – Но не все дети в столь раннем возрасте это понимают. Как помочь сделать выбор? – Желания детей действительно часто меняются: сегодня ребёнок решил, что ему нравится математика, завтра увлёкся биологией, потом химией, затем – физикой. Для примера расскажу об одной из наших учениц. Когда она поступала в нашу школу, хотела получить Нобелевскую премию по физике. А потратить её мечтала на создание приютов для животных. Потом она стала призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады по астрономии. Затем серьёзно увлеклась биологией. И оказалось, что именно этим она и хотела заниматься. Мы помогаем ребёнку попробовать свои силы в разных сферах. При этом нужно дать понять, что всё успеть невозможно. И придётся выбирать. Этот навык – умение выбирать – очень важен как для учёбы, так и для всей жизни. Думаю, что свою роль в успешном освоении разных предметов играет и углублённое изучение математики. Взаимосвязь не столь явная, но она есть. Точные науки помогают в развитии абстрактного, системного мышления. Сейчас наши ученики составляют основу сборных края по химии, физике, географии, русскому языку, биологии. Я бы хотел, чтобы к нам активнее присоединялись и другие школы. – А что им мешает? – Трудно сказать. Одарённые дети есть во всех школах, просто у каждого учебного заведения – свои задачи. Работа с такими учениками – это большой вызов. К этой сложной работе готовы не все учителя. У наших педагогов – высшая квалификационная категория. Они помогают школьнику добиваться успеха в любой области. К нам в 7 класс поступают дети из самых разных школ города. И уж если ребёнок прошёл этот отбор, мы должны гарантировать, что преподаватели научат его всему. Ближе к цели – И всё же у вас есть настоящие звёзды. Например, Василий Югов, который успешно выступает за сборную России по физике. Как работаете с такими ребятами? – Я бы назвал ещё и Мишу Селюгина. Он – кандидат в школьную сборную страны по географии. Однако в нашей школе – 417 учеников. И у каждого из них – своё направление, где они смогут стать чемпионами. Равные возможности для развития должны быть у всех. Да, есть такие ребята, как Василий или Михаил. Их отличает особая мотивация, нацеленность на победу. Например, Вася хочет стать абсолютным победителем международной олимпиады по физике. Мечтает быть самым сильным школьником мира по этому предмету. Он знает, что при определённых условиях может всего достичь. Именно наличием чёткой высокой цели он и выделяется в сборной. Мы ему помогаем по мере возможности. Вася – прекрасный пример академически одарённого ребёнка. Таким детям счастья не будет, пока они не найдут ответы на свои вопросы. – Вы и сами окончили эту школу, а сейчас работаете здесь директором. Какие пути в жизни выбирают ваши выпускники? – Чаще всего они выбирают специальности, где необходимо знание математики: учатся в пермских вузах, МФТИ, на мехмате МГУ и так далее. Но есть и филологи, режиссёры. Удивить чем-то нас трудно. Для нас главное – помочь ребёнку выбрать направление, которым он хотел бы заниматься в жизни. При этом его выбор должен быть осознанным. При всех преимуществах нашего образования мы не можем сказать, как сложится судьба ребёнка. Может, ещё нет такой профессии, которой придётся овладеть нашим выпускникам. Но мы знаем точно – у них хватит знаний, чтобы её освоить.