Опорные вузы ищут поддержки
Минобрнауки действует с оглядкой на региональные власти Минобрнауки выбрано 22 новых опорных университета по правилам, существенно отличающимся от условий конкурса первой волны. О подробностях реализации программы накануне рассказала замминистра образования и науки Людмила Огородова. Опрошенные “Ъ” эксперты считают, что программа, на которую Минобрнауки в 2017 году выделит 3 млрд руб., может превратиться в «соревнование губернаторов, а не университетов», а часть вузов может не справиться с поставленными задачами без бюджетных денег. Как сообщал “Ъ”, по итогам второй волны конкурса Минобрнауки по созданию опорных университетов в регионах было выбрано 22 университета. Статус опорного вуза подразумевает содействие «социально-экономическому развитию субъекта федерации», то есть подготовку кадров для региональных предприятий, чтобы талантливые абитуриенты не уезжали в Москву и Санкт-Петербург, пояснила 26 апреля на брифинге, посвященном реализации программы, замминистра образования и науки Людмила Огородова. По ее словам, в этом году, в отличие от предыдущего, от вузов не требовали обязательного объединения с другими университетами, но просили доказать, что региональная власть гарантирует поддержку вуза. «Сегодня мы видим серьезную повестку смены губернаторов и, следовательно, ожидаем серьезную смену повестки территориальных программ развития. Мы провели анализ и увидели, что далеко не во всех территориях вузы стоят в центре реализации стратегий территориального развития. Поэтому приняли решение оказывать поддержку тем университетам, которые точно включены в развитие региона»,— сказала она. Госпожа Огородова уточнила, что предпочтение отдавалось заявкам, в которых поддержка губернаторов была «достаточно внятной». Впрочем, даже это не гарантирует опорным вузам дополнительной субсидии из бюджета. Всего на реализацию программы (для вузов—победителей первой волны и для новых участников) в 2017 году ведомство выделит 3 млрд руб. В этом году победители конкурса впервые были разделены на две группы. Первая, в которую вошло восемь университетов, будет получать по 100 млн руб. в год на время реализации программы из федерального бюджета, а также субсидии на региональном уровне. Большая часть новых опорных университетов — 14 вузов — такой федеральной бюджетной поддержки на развитие не получат, им достанется только по 10 млн руб. на аудиторское и экспертное сопровождение проектов. Предполагается, что основная часть финансирования программы развития вуза придет из региональных бюджетов. «Впервые мы услышали, что от нас просят не столько деньги для университета, сколько статус,— пояснила Людмила Огородова.— Некоторые программы софинансирования со стороны регионов превышают бюджетную поддержку в восемь-десять раз». В реальности ситуация не выглядит настолько перспективной для всех участников, отметил источник “Ъ”, знакомый с ходом ее реализации. «Есть небогатые регионы, где поддержка со стороны властей оказывается скорее моральной, и вузы ропщут, что статус им присвоили, значит, нужно будет добиваться определенных задач и показателей, а будут ли на это деньги у региона, еще неизвестно»,— добавила госпожа Огородова. «Мы чувствуем ответственность за то, что стали опорным вузом, теперь главная задача не подвести ни регион, ни Министерство образования и науки»,— отметил ректор Тульского государственного университета, победившего во второй волне конкурса, Михаил Грязев. По его словам, в числе приоритетных задач вуза — увеличение проходного балла ЕГЭ абитуриентов. Сейчас средний проходной балл ЕГЭ в вузах—победителях второй волны конкурса составляет 64,4. В ведущих вузах, участвующих в программе повышения международной конкурентоспособности «5–100»,— 75,2. «Кто, как не региональные власти, знает, какие кадры нужны региону. Это разумно, что федеральный центр делает ставку именно на них в вопросе развития опорных университетов»,— отметил проректор РАНХиГС Андрей Марголин. «В некоторых регионах России еще остаются проблемы, потому власти не чувствуют себя прямыми заказчиками вуза, воспринимают его как часть федеральной системы образования»,— сказал “Ъ” глава лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Семенов. «Инициатива рискует превратиться в соревнование губернаторов и их денег, а не реальное развитие университетов»,— предупредил президент Центра политических технологий Игорь Бунин. Напомним, скандалом, связанным с участием региональных властей в процедуре конкурсного отбора, уже закончилось рассмотрение заявки Иркутского государственного университета (ИГУ). Глава вуза, не попавшего в финал конкурса, обвинил в неудаче именно региональные власти. «Поддержка со стороны руководства региона должна выражаться в очных встречах с руководством Минобрнауки и гарантиях софинансирования со стороны региона»,— заявил ректор ИГУ Александр Аргучинцев. Анна Макеева; Екатерина Сосновская, Иркутск