Сотворение художников
В Воронеже развита трехступенчатая система творческого образования. Сначала дети идут в школы искусств, потом поступают в профильные училища, затем — в Воронежский госинститут искусств. Далее выпускники могут начать работать или продолжить обучение либо в местной аспирантуре, либо в вузах других городов, как правило, Москвы и Петербурга. Работодатели отмечают, что студенты получают хорошую базу, однако образовательный процесс не всегда успевает за стремительными изменениями отрасли. С малых нот Сегодня в Воронежской области более 25 тыс. детей учатся в школах искусств. Конечно, не все из них потом продолжат профессиональную карьеру в сфере культуры, но творческие училища все равно простаивать не будут. Тем более что внимание к культурному образовательному процессу в регионе самое пристальное. В 2010 году воронежский губернатор Алексей Гордеев инициировал Рождественские благотворительные вечера, на которых политическая и бизнес-элита региона, выкупая лоты и просто жертвуя, собирает немалые деньги. С каждым годом собирается все больше средств. Если на первом вечере, в 2010-м, было собрано всего 8 млн руб., то в 2017-м — уже 93 млн руб. Деньги женсовет гражданского собрания «Лидер» распределяет на помощь одаренным детям по всей области. И одним из направлений является как раз образование в сфере культуры. Согласно отчету специальной комиссии, в 2016 году на покупку музыкальных инструментов творческим учреждениям области было выделено около 3,7 млн руб., для поездок на различные музыкальные и танцевальные конкурсы, в том числе в другие страны, — почти 1 млн руб. На организованных губернатором Алексеем Гордеевым и его супругой Татьяной Гордеевой Рождественских благотворительных вечерах собирают деньги для поддержки одаренных детей, обучающихся музыке В облправительстве подчеркивают, что за последние десятилетия сеть образовательных учреждений в сфере культуры и искусства не сокращалась, а сами эти институции «утоляют кадровый голод» не только местных театров, оркестров, дворцов культуры, но и обеспечивают музыкантами, актерами, танцорами и художниками другие регионы. По данным департамента культуры Воронежской области, ежегодно свыше 80% выпускников поступают на работу или продолжают учиться по специальности в Московской консерватории имени Чайковского, Московской академии искусства, Московской академии хореографии, Московском академическом художественном институте имени Сурикова. Воронежские выпускники, танцоры и певцы, стабильно трудоустраиваются в Большой театр, Ансамбль народного танца имени Моисеева, Академический русский народный хор имени Пятницкого, Академический ансамбль песни и пляски имени Александрова Минобороны России. В отечественных сериалах то и дело мелькают учившиеся в регионе актеры. Воронежская выпускница Ирина Лунгу является одной из самых востребованных оперных певиц в мире: в ее портфолио выступления в «Ковент-Гарден», «Метрополитен-опера», «Ла Скала». Воронежские выпускники востребованы во всемирно известных творческих коллективах Но, в первую очередь, творческие училища и вузы закрывают потребности Воронежской области и соседних регионов. Борисоглебское музыкальное училище и расположенное в Боброве Воронежское областное училище культуры имени Суворина готовят педагогов для детских школ искусств и руководителей самодеятельных коллективов Воронежской, Саратовской, Волгоградской и Тамбовской областей. Основная творческая и образовательная жизнь кипит в Воронеже — здесь расположены специальная музыкальная школа, музыкальный колледж имени Ростроповичей, художественное и хореографическое училища, институт искусств. Учебные па Выпускники хореографического училища, историю которого можно проследить примерно с начала ХХ века, нигде больше в регионе не смогут продолжить обучение. В институте искусств нет соответствующих специальностей, поэтому окончившие училище либо сразу трудоустраиваются, либо уезжают поступать в вузы других городов. На балетное отделение поступают после четвертого класса общеобразовательной школы, на народное отделение — после седьмого класса. В обоих случаях ученики получают общее образование и среднее профессиональное. «В искусстве танца материалом служит тело человека, критерии отбора строги с самого начала. Немногие из поступающих имеют идеальные данные, — говорит худрук училища Татьяна Фролова. — Зритель видит парадную, праздничную сторону танца и не знает, сколько нужно вложить сил, труда и внимания танцоров и педагогов для достижения конечного результата, не видит тяжелейшей работы и пота артистов за кулисами». «Зритель видит парадную, праздничную сторону танца, но не тяжелейшую работу и пот артистов за кулисами», — напоминает худрук Воронежского хореографического училища Татьяна Фролова Выпускники училища почти полностью составляют балетную труппу Воронежского театра оперы и балета и плясовую группу Воронежского русского народного хора. Но востребованы они и не только в классическом танце. Например, много выпускников работает в балете Аллы Духовой «Тодес». По ее словам, у них хорошая подготовка по народному, характерному танцу: «Им нужно определенное время, чтобы вписаться в нашу программу, но они делают это очень быстро и успешно. Однако, на мой взгляд, хореографическое училище должно готовить универсальных танцовщиков. И это проблема не только Воронежа. Если обратиться к зарубежному опыту, то там выпускники более универсальны, так что было бы очень хорошо больше внимания уделять современной хореографии, выделить ее в отдельное направление». Современную хореографию в училище преподают, но в отдельную специальность ее не выделили. Не готовят здесь и хореографов, объясняя это тем, что это прерогатива высшей школы. Еще одна проблема, характерная, впрочем, едва ли не для всех творческих учреждений образования, — нехватка инфраструктуры. Училищу необходимо общежитие, а также дополнительные помещения. Теория струн У музыкальных учреждений своя специфика. Если выпускники Воронежской специальной музыкальной школы получают и общее образование, и специальное музыкальное, но потом продолжают учиться в других учреждениях, то у музыкального колледжа имени Ростроповичей ситуация немного иная. Сюда поступают после девятого класса, колледж — средняя ступень между музыкальной школой и вузом: студенты тут не только осваивают больше тонкостей в игре, но и глубже изучают теоретические дисциплины. В музыкальных образовательных учреждениях с одним учеником подчас занимаются сразу два педагога Особенностью образовательного процесса является упор на индивидуальные занятия. В малых группах изучают лишь около 30% дисциплин, а по большинству предметов занятия проходят индивидуально. Как поясняют в колледже, если в художественном или хореографическом училище преподаватель может одновременно заниматься с 15 учениками, то тут такой подход не работает. А в случае с вокалистами, хоровиками и инструменталистами с одним учеником вообще занимаются двое — педагог и концертмейстер. Выпускники колледжа, по данным департамента культуры, работают в Воронежском русском народном хоре, симфоническом оркестре Воронежской филармонии, ансамбле «Воронежские девчата», Театре оперы и балета, детских школах искусств и музыкальных вузах страны и области. По словам главного дирижера воронежской оперы Юрия Анисичкина, воронежское образование дает музыкантам хорошую базу, а потенциал выпускников достаточно высокий. Но, отмечает господин Анисичкин, многое им приходится осваивать уже непосредственно на практике: такие вещи, как работа с режиссером, работа в оркестре, практически не преподаются. «Вместе с тем ощущается нехватка специалистов. Во-первых, с каждым годом уменьшается количество выпускников: валторнистов, струнников, ударников. Во-вторых, для творческих профессий неактуальна система бакалавриата и магистратуры, здесь необходим специалитет, чтобы человек посвящал инструменту большее количество часов. Иначе получается общее знакомство с профессией — это как положить скрипку и пару раз в месяц на нее посмотреть. А на ней надо играть. В-третьих, нужно поднимать музыкантам зарплаты. Иногда люди уходят из профессии, будучи прекрасными музыкантами», — рассказал дирижер. Стоит отметить, что колледж имени Ростроповичей не стоит на месте и открывает новые дисциплины. Например, в 2011 году вновь появилось эстрадное отделение (было создано в 1970-х, но потом его закрыли из-за нехватки преподавателей), где упор делается на джазовое исполнение. Выпускники и студенты уже зарекомендовали себя, выступая на фестивалях «Усадьба Jazz» и «Джазовая провинция», которые проводятся в регионе при поддержке губернатора Алексея Гордеева. Воронежский музыкальный колледж участвует в фестивалях «Усадьба Jazz» и «Джазовая провинция» Как и хореографическое училище, колледж нуждается в дополнительной инфраструктуре. Учреждение располагается в специально построенном для него здании, которое проектировал один из знаковых воронежских архитекторов Михаил Замятнин, его концертный зал до сих пор считается одним из лучших в городе помещений по акустике. Но колледжу не хватает помещений для занятий и необходимо общежитие. Этюд в 3D-тонах Воронежское художественное училище по многим формальным признакам похоже на колледж имени Ростроповичей: сюда принимают после девятого или одиннадцатого классов, в учреждение невозможно поступить без наличия творческих способностей, после выпуска можно либо пойти сразу работать, либо продолжить обучение. При этом живопись, на обучении которой сосредоточены в институте искусств, лишь одна из дисциплин в училище. Здесь учат еще и скульптуре, различным отраслям дизайна, декоративно-прикладному искусству. Но, по мнению художников, в училище не хватает дисциплин, связанных с современным искусством. По словам директора Воронежского центра современного искусства (ВЦСИ) Ивана Горшкова, «было бы неплохо» открывать в вузах и училищах новые дисциплины, «но непонятно, как начинать»: препятствует устаревшая система образования, нелегко перестроиться руководителям старой закалки. Пока же ВЦСИ открыл трехмесячную «Школу для художника», ориентированную на начинающих художников, кураторов, критиков и арт-менеджеров. «Мы набрали группу около 15 человек. Наша задача — помочь художникам сориентироваться в новых направлениях. Слушателям не читают лекций о прописных истинах, к нам приезжают практики из разных городов, и по итогам их визитов должна сформироваться ясная картина мира», — поясняет Иван Горшков. Вместе с тем выпускники училища и института искусств, а также архитектурного факультета Воронежского государственного архитектурно-строительного университета востребованы в сфере разработок игр и создания анимации. В Воронеже есть несколько игровых компаний и мультипликационная студия Wizart Animation, в 2016 году выпустившая сразу два полнометражных мультфильма. Стоит отметить, что работа студии, уже ставшей одним из всероссийски известных брендов Воронежской области, эффективно поддерживается губернатором Алексеем Гордеевым. На недавней встрече с представителями Wizart Animation господин Гордеев обсудил перспективы проведения в Воронеже фестиваля анимационного кино, а также предоставление студии земельного участка под строительство Дома анимации Воронежской области. Этот проект находится на всестороннем контроле у главы региона. «Художники у нас работают по большей части в программах Adobe Photosho и Autodesk Maya. Зачастую навыки в этих специализированных программах новички получают непосредственно у нас, но нам интересны только выпускники с хорошей академической базой за плечами. Когда стажер уже многое знает про цвет, свет, перспективу, умеет рисовать на бумаге, то остается только обучить нашей специфике и дать возможность накопить опыт», — говорит руководитель воронежского офиса Mail.ru Сергей Хатенков. Без дополнительного обучения, по его словам, никак не обойтись, хотя частично навыки практической работы, например 2D-иллюстратором или 3D-визуализатором, могли бы давать и воронежские вузы, тем самым помогать студентам нарабатывать портфолио для дальнейшего трудоустройства еще во время учебы. Образования в вузах и колледжах не хватает для высокотехнологичных видов творчества — создания игр и мультипликации «Но для начала самому студенту нужно попробовать и понять, его ли это, — добавляет господин Хатенков. — Часто уже после трех месяцев стажировки понятно, что человеку такая специальность не нравится и смысла в сотрудничестве нет. Студенты, которые параллельно учебе самостоятельно осваивают работу в различных графических редакторах, нам интереснее, видно, что они хотят развиваться в сфере CG, и нам есть резон вкладываться в их дальнейшее обучение». С ним согласен CEO компании SunGear Games Роман Ильин: выпускники-художники получают хорошую базу, легко обучаются новым навыкам, но зачастую не хотят развиваться дальше. «Грубо говоря, человек хорошо научился “нажимать красную кнопку”, то есть рисовать в традиционном стиле, и ничему новому учиться не хочет. А индустрия не стоит на месте, каждый день появляется что-то новое, и этому новому надо учиться, — говорит господин Ильин. — Безусловно, узкопрофильные специалисты, которые виртуозно владеют навыками в одной сфере, очень нужны. Но без новых инструментов это зачастую невозможно». Из-за быстро меняющейся индустрии, по мнению представителя игровой индустрии, бессмысленно обучать таким профессиям в вузах: пока будет разработан учебный курс, знания успеют два раза устареть. «Если выпускник художественного вуза не хочет разбираться с новыми технологиями, но хочет работать по специальности, то я бы рекомендовал рисовать атмосферные (mood) скетчи и концепт-арт. Ну или книжные иллюстрации», — резюмирует Роман Ильин. На помощь с подготовкой кадров отчасти приходит студия Wizart Animation, которая в 2013 году совместно с Воронежским госуниверситетом при содействии Алексея Гордеева создала школу анимации, в которой сотрудники студии обучаются основам профессии: скульптингу, моделированию, освещению трехмерных сцен, текстурированию и сетапу персонажей. Академическое закулисье Воронежский государственный институт искусств, помимо музыкантов и художников, готовит актеров. И для поступающих на эту специальность вуз станет в лучшем случае первой ступенью творческого образования. По словам и.о. ректора института Ольги Скрынниковой, выпускники крайне востребованы, в 2016 году, например, трудоустроилось 96% выпускников. При этом работодатели высоко оценивают качество подготовки. «У нас отличная школа русского драматического театра, с точки зрения убедительности нигде в мире больше такой нет, — говорит худрук Театра юного зрителя Вадим Кривошеев. — И вся труппа театра — выпускники института искусств. Образование немного отстает от требований современного театра. Но если студент сам интересуется новыми практиками, посещает мастер-классы, ездит на семинары, то он будет востребован, и его не придется ничему доучивать. Институт же дает прекрасную базу, но главное — не останавливаться на ней, потому что мир стремительно меняется, и за ним надо успевать». По мнению Вадима Кривошеева, не следует добавлять новые дисциплины — сейчас студенты и без того очень загружены, «но было бы продуктивно при театрах открывать студии, где специалисты других профилей, например хореографы, давали необходимые новые знания». «Все мы исходим из собственного понимания театра. А когда берешь выпускника, его берешь не просто так, а под конкретные задачи, надо точно знать, что он будет делать в театре. И далеко не всегда таких людей я нахожу в институте искусств», — рассказывал ранее художественный руководитель театра драмы имени Кольцова Владимир Петров. — По-моему, единственный путь формирования театра — набирать свой курс, который нужно воспитать в своем понимании профессии. Было бы хорошо и правильно набрать свой курс, но, очевидно, это вопрос будущего. Таким путем, например, пошел худрук Камерного театра и Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков — его студенты уже задействованы в нескольких спектаклях на эпизодических ролях.. Ведущие воронежские режиссеры начали сами готовить актеров для своих постановок После того как вуз покинул Мариинскую гимназию, снова стала актуальной проблема нехватки помещений. «Развитие инфраструктуры достаточно проблематично. Дело в том числе в юридической плоскости. Во-первых, мы можем пользоваться только теми помещениями, которые у нас находятся в собственности, ни арендовать, ни еще каким-либо образом получить их мы не имеем права. Во-вторых, все помещения должны быть внесены в лицензии на образовательную деятельность, в документах должно быть расписано, какие площади для каких специальностей нужны», — говорит Ольга Скрынникова. Свернулись и планы по новым специальностям. По словам и.о. ректора, для обучения тех же звукорежиссеров нужна база — хорошая студия записи — и первоклассные специалисты, которых в Воронеже нет. Даже при нехватке инфраструктуры воронежские творческие училища и вуз обеспечивают высококлассными специалистами не только Воронежскую область, но и другие регионы. Как и в других образовательных системах, здесь далеко не всегда успевают за потребностями рынка, но с учетом политики региональных властей ситуацию можно изменить к лучшему. Тогда, не исключено, не только абитуриенты, но и специалисты, в том числе преподаватели, из других регионов захотят в Воронеж.