Так вот как готовят стобалльников!
Секретами успешной сдачи госэкзаменов поделились с «КС» учителя в Ноябрьске. Подготовка к ЕГЭ вышла на финишную прямую. Почти четыре тысячи школьников Ямала через два месяца будут штурмовать ученический Олимп. Но достичь максимальной высоты смогут единицы. Как попасть в их число? В ноябрьской школе № 7 появилось шесть стобалльников за два года. А почти каждый седьмой ученик в прошлом году набрал больше 90 баллов. В списке тех, кто их готовил, имена одних и тех же педагогов – Тамара Тихомирова, Светлана Назаренко, Ольга Мезина, Марина Михайличенко, Андрей Изибаев, Ирина Михайленко. С некоторыми представителями образовательной элиты мне удалось встретиться во время большой перемены. – Это систематическая, кропотливая работа… – издалека начинает разговор учитель химии и заместитель директора школы Ольга Мезина, словно недоумевая: «А как еще?» Три ее ученика за два выпуска прошли итоговые тесты на все сто, еще несколько человек преодолели 90-балльную планку. В этом году ей предстоит третье испытание. – Высоких результатов чаще добиваются не природой одаренные дети, а те, у кого хорошая работоспособность, целеустремленность, желание добывать новые знания… – опять не о своих находках продолжает Мезина. А я делаю первый вывод: нужна мотивация. Под моим натиском мы подходим к самому интересному. – Учителя вынуждены буквально натаскивать детей на решение тестов, ведь даже безупречное знание теории не гарантирует высоких результатов на ЕГЭ. Вот мы и тренируемся весь 11-й год обучения, – делится опытом педагог. – Каждый раз после выполнения очередного теста возвращаемся к промахам, разбираем ошибки. Спустя некоторое время анализ коллекции неудач обнажает пробелы в знаниях ученика, тогда и появляется четкий план действий. Вывод второй: проводить работу над ошибками. В ней тот самый опыт, который, как сказал Пушкин, сын ошибок трудных… Всё логично и довольно просто. Наверное, многие учителя поступают так же, только почему выпуск стобалльников никак не поставят на поток? – Когда я анализирую ошибки учеников, стараюсь понять, как они мыслили, рассуждали, что привело их к неверному выводу, – отмечает Ольга Михайловна. – Как только мне это удается, сразу ясно, что я должна делать, какие методы и приемы применять, чтобы объяснить тему. К каждому классу и к каждому ребенку нужен особый подход. А еще, по мнению Ольги Мезиной, очень помогают детям ознакомительные поездки по лучшим вузам страны, экскурсии на производство – всё, что делает отвлеченные знания нужными, а потому более доступными. Скоро здесь ожидаются новые рекорды – по химии. Еще будучи в девятом классе, нынешние выпускники вывели «альма-матер» в Топ-100 лучших школ России по химико-биологическому профилю. – Многое зависит от условий, созданных в школе. Мы обучаем по трем профилям, и внутри каждого из них дополнительно можно выбрать предмет для подготовки к экзамену, – говорит заместитель директора и учитель истории Марина Михайличенко. – Например, весь класс социально-гуманитарного направления учит русский язык и обществознание по углубленной программе. А в подгруппах по углубленке дополнительно кто-то идет на английский язык, а кто-то на историю – в зависимости от того, какой предмет избран на ЕГЭ. И так в любом профиле. «Педсовет» я покидала в твердой уверенности: ЕГЭ не надо бояться, потому что есть с кем тщательно подготовиться к госам без шпаргалок и репетиторов. Прямая речь ОТ УЧИТЕЛЯ – ГЛУБОКИЕ ЗНАНИЯ, ОТ УЧЕНИКА – ПРИЛЕЖНОСТЬ Ирина Михайленко и Светлана Назаренко: – Подготовка не начинается в выпускном классе, серьезно подходить к учебе надо сразу, как только предмет появляется в программе. И в одиночку эта задача не решается: требуются глубокие знания предмета учителем, трудолюбие и прилежание ученика. Не менее важно отношение родителей к предстоящему событию. Они могут правильно настроить подростка и создать ему наилучшие условия. Марина Михайличенко: – В первую очередь надо научиться рационально использовать время и правильно отбирать учебный материал, отделяя главное от второстепенного. В этом помогут спецификация и кодификатор. Кульзираш Танкина: – Если дал задание ученику, надо обязательно проверить выполнение. Во-первых, это дисциплинирует ребенка; во-вторых, только так можно прийти к взаимному уважению и эффективно сотрудничать. Есть мнение ВЫСОКИЙ БАЛЛ, МГИМО, «БЮДЖЕТ» Сложно ли было сдать ЕГЭ на 100 баллов, помог ли такой результат в поступлении в вуз? Об этом «КС» спросил выпускников прошлых лет. – Если честно, я и не помню своих ощущений, прошло почти восемь лет, – говорит Марина Черных, выпускница гимназии № 1 Салехарда, стобалльница по русскому языку. Работает старшим консультантом в юридической компании. – Наверное, было относительно легко получить высокий балл. По крайней мере, больших сложностей в ответе на вопросы я не испытывала. Я поступала в РГПУ им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге на юридический факультет по целевому направлению, так что не могу сказать, помогло ли мне это. Баллов набралось достаточно для поступления (примерно 218 – за русский язык, обществознание и историю). Анастасия Гонтарь, выпускница Обдорской гимназии и также стобалльница по русскому языку, уверена, что технология высоких баллов проста – в системной работе. Высокие баллы помогли девушке поступить в МГИМО МИД России на «бюджет». Детали ЧАЩЕ ВСЕГО «ОЛИМПИЙЦАМИ» СТАНОВЯТСЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ С 2009 года, когда ЕГЭ ввели в штатном режиме, на Ямале зафиксировано 99 стобалльных результатов. – Такие баллы получили 98 обучающихся школ и гимназий и одна выпускница прошлых лет, – рассказывает Светлана Головко, заместитель начальника отдела государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере образования департамента образования ЯНАО. – Наибольшее количество стобалльников зафиксировано в Ноябрьске. Русский язык – это тот предмет, по которому экзаменуемые наиболее часто получают такие высокие отметки. Был случай, когда один человек дважды добился максимального результата: в 2013 году девушка из Салехарда набрала 100 баллов по русскому языку и по обществознанию.