Войти в почту

Туризм жаждет «свежей крови»

Эксперты рынка о кадрах, которых так много, что не хватает. 280 российских туристических вузов и 245 колледжей выпускают по 50 тысяч специалистов ежегодно. По прогнозу HeadHunter, в 2017 году спрос на работу в туризме опередит предложение уже в 4,5 раза. При этом сказать, что потребности в кадрах нет, нельзя: на рынке всегда требовались талантливые менеджеры и управленцы, а в последнее время даже наметилась тенденция к росту спроса. Так что же мешает компаниям «укомплектовать штат» и как решать эту проблему – попробуем разобраться с нашими работодателями. Кадры «бегают по кругу» Прошедший кризис не мог не отразиться на кадровой политике как мелких, так и крупных игроков. Повсеместные сокращения привели к тому, что в деле остались только самые-самые. Сейчас, когда рынок оживает, некоторые «бывшие» пытаются вернуться в туризм. Ринулись в перспективную сферу и продажники «в отставке» из других направлений: страхования, банковского дела. На всё это работодатели смотрят скептически: «Даже если сокращают в кризис – сокращают не лучших», – отметила в беседе с корреспондентом TourDom.ru управляющая сетью турагентств «География» Елена Шубина. Лучшие специалисты, в свою очередь, сами выбирали себе место работы или использовали «время возможностей» для карьерного рывка. Таким образом, линейная прослойка рынка осталась без качественного пополнения. «Хорошие кадры ходят по кругу: из одного турагентства – в другое, из менеджеров – в руководители. Нам не хватает «свежей крови», – сказал HotLine.travel генеральный директор компании One Touch & Travel Вадим Шпильман. Но «свежая кровь», как правило, быстро разочаровывается в сфере, не понимая, по каким законам существует этот бизнес. Нет бесплатных путешествий, высоких зарплат – нет специалиста. Работодатели не готовы платить без высокого оборота, а соискатели не понимают, почему должны «делать всё» за копейки. Это выливается в конфликты, когда соискатели считают, что к ним относятся «не по-человечески». «Смешно читать про проблему с кадрами в туризме... Большинство компаний готовы платить только минимальный оклад плюс процент, «вчёрную», без трудовых контрактов и т. д. Профессионалы отнюдь не звёзды, а специалисты, которые ценят себя, своё время и опыт, и, если вы не готовы работать по закону, о чём речь? Что значит «редко демонстрируя нужный уровень работы»? Обеспечьте работой такого сотрудника, но не ожидайте, что он будет готов поработать за всех. Это ваша проблема, что не хватает на маркетинг, тарификаторов и прочих сотрудников... Отсюда и девочки из регионов, готовые ходить в офис за 25 000 руб., потому как в рекламник обещали отправить», – написала читательница TourDom.ru Kira Dmitrieva в комментариях к новости на эту тему. Текучка кадров актуальна и для отельной сферы, но по другим причинам. Сооснователь группы Russian Hotels Talks Андрей Михайлец отмечает, что в гостиницы всегда требуются квалифицированные администраторы-ресепшн, бармены и официанты, так как приходящие специалисты воспринимают эту работу как временную, как лингвистическую практику. А в вузах кто? Казалось бы, где, как не в вузах, черпать эту самую «свежую кровь». Но, к сожалению, больше всего претензий у работодателей как раз к современному образованию в сфере туризма. Кто-то считает, что учебные заведения совсем не следят за балансом спроса и предложения и перенасыщают рынок ненужными специалистами. Кто-то уверен, что главный камень преткновения – отсутствие практических навыков. Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов в целом считает, что учебно-методическая база вузов устарела и на 99 % не удовлетворяет потребности индустрии. «Учебные программы по специализированным предметам должны разрабатываться совместно с действующими отельерами, а объём профильной производственной практики, помимо того, что он увеличен до 25 % от общего времени обучения, требует получения студентами практических навыков по всем линейным специальностям, используемым в отеле», – подчеркнул Прасов. И.о. ректора Российского государственного университета туризма и сервиса Александр Федулин, в свою очередь, назвал претензии работодателей стереотипом: вузы уже давно перестроились на раннюю практику, а специалисты без труда находят своё место на разных уровнях рынка в зависимости от профессионального созревания. По его мнению, компании, высказывая такую критику, не разделяют выпускников непрофильных учебных заведений, которые готовят экономистов и менеджеров общего профиля, и профильных, чьи студенты максимально погружены в специализацию. «Если мы говорим о выпускниках профильных образовательных учреждений, то ситуация радикально изменилась за последние годы. При том что мы все – заложники уровня подготовки в школе, да и туристическое образование – самое молодое из всех направлений подготовки, сегодня профильными колледжами и вузами выпускаются специалисты, которые не только способны быстро включиться в трудовую деятельность на любом предприятии туризма, но и существенно улучшить эту деятельность. Не секрет, что сами работодатели в большинстве своём не имеют профильного образования», – отмечает руководитель вуза. По словам Александра Федулина, о качестве образования говорит и то, что 90 % выпускников РГУТиС трудоустраиваются. При этом 85 % из них – идут в туризм и рекреацию, 15 % – в другие сферы деятельности, связанные с обслуживанием клиентов. Менеджер практического обучения непрофильного Петровского колледжа Борис Рабинович тоже не согласен, что выпускникам сложно трудоустроиться. В учебном заведении с 1999 года существует практика международной оплачиваемой стажировки. «90 % стажёров возвращается на родину. В основном они устраиваются в гостиницы Санкт-Петербурга, и там очень довольны качеством их подготовки», – отмечает преподаватель. Помоги себе сам Несмотря на то что наши собеседники не видят на рынке труда квалифицированных выпускников (или не хотят их видеть), а ценные кадры «бегают по кругу», им всё равно необходимо с кем-то работать и при этом ещё развиваться. Поэтому многие работодатели приняли решение перейти на систему собственного обучения: готовят кадры для себя, обмениваются или делятся передовым опытом с другими участниками рынка. «В последнее время проблема квалификации сотрудников обостряется, так как туристы стали умнее и технологичнее менеджеров, не хватает тех же знаний в области соцсетей. Именно поэтому в прошлом году мы пришли к решению открыть свою школу с действующими бизнесменами-преподавателями и проводить курсы с нуля для выпускников вузов и курсы повышения квалификации для действующих специалистов», – говорит Вадим Шпильман. Самостоятельно готовят кадры и в компании «Музенидис Трэвел». Но стремление к продвинутым знаниям, как отмечает генеральный директор Александр Цандекиди, обнаруживается далеко не у всех, зато зарплатные ожидания и самомнение соискателей очень быстро достигают неоправданно больших размеров. «В этом году мы провели очередную аттестацию, по результатам которой расстались с таким «балластом». Это составило около 5–6 % от штата отдела продаж, – говорит эксперт. – Практически всех новых сотрудников мы дополнительно обучаем на курсах. Для этого у нас есть свои специалисты и бизнес-тренеры. Подготовка высококвалифицированных кадров – это постоянный селекционный процесс. Те же, кто приходит к нам с первых курсов вузов в качестве стажёров и остаются у нас, впоследствии имеют колоссальную ценность на рынке». И пока обучать сотрудников на собственных спецкурсах, по признанию работодателей, выгоднее и эффективнее, чем ждать чудес от «человека с улицы». К тому же такие школы оправдывают себя на любом уровне подготовки, ведь в такой динамичной сфере, как туризм, без постоянного усовершенствования своих знаний и повышения квалификации – никуда.

HotLine.travel: главные новости