Войти в почту

Об этом стоит говорить. Инклюзия в лицах

Инвалидность Юлии Самойловой стала очередным инфоповодом для громких заголовков и раздувания рейтингов. СМИ работают по своим правилам, для действительной проблемы в редакторской верстке места нет – все эфиры заняла Диана Шурыгина. Тем временем «инвалидность и общество» - тема, о которой нужно говорить. На Западе о проблемах инклюзии начали говорить значительно раньше, чем у нас. Поэтому в Америке и Европе движение людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) намного масштабнее. Есть такое сообщество – TED talks (Technology, Entertainment and Design talks). Название переводится: «Разговоры о технологиях, развлечениях и дизайне». Организация поднимает интересные и нестандартные темы. Посмотреть видео можно на сайте http://www.ted.com, в группе в ВК (видео с русскими субтитрами), ФБ, канале на YouTube. Их девиз: идеи, которые стоят огласки. Выступить и рассказать свою мысль может каждый, будь то член ассамблеи ООН или мы с вами. Среди спикеров есть инвалиды. Один из таких спикеров – Стелла Янг, австралийская комедийная актриса, телеведущая и адвокат с врожденным заболеванием – несовершенный остеогенез (болезнь хрустального человека). В рамках TEDtalks Стелла рассказывает о том, что инвалиды – не источник вдохновения: “Соцсети пестрят фотографиями людей с ОВЗ с подписью в духе «она смогла, и ты сможешь» и «посмотри на него и перестать жаловаться на жизнь». Я хочу жить в мире, где инвалиды считаются обычными людьми. Мы делаем то же, что и вы, изо дня в день. Вместо того, чтобы вместе наслаждаться жизнью, вы смотрите на такие картинки и думаете: «Хм, да у меня действительно все не так плохо». Видели международный знак инвалидов? Он есть на парковках, в лифтах и около пандусов. Мы привыкли думать, что коляска – атрибут людей с ограниченными возможностями здоровья. Но спектр болезней, под который попадают люди с ОВЗ, намного шире. Это могут быть проблемы с легкими, кровью, зрением, слухом и многое другое. Постепенно мы становимся внимательнее к инвалидам. В офисах и школах устанавливают специальные лифты и пандусы. В городе – «пупырчатые» вставки на тротуарах и таблички Брайля около переходов для слепых. Однако все это далеко не на каждой улице, а лифты в метро не работают: со скрипом приживается у нас все новое. Но худо-бедно идем вперед. Образовательные организации не стоят в стороне: все должны иметь равные возможности. В этом помогает проект «Ресурсная школа». В нем участвует 54 школы Москвы. Для школьников с ОВЗ и их родителей программа создает гибкий индивидуальный план, позволяет выбрать близкую школу и оставить отзыв о качестве услуг. 8 февраля прошла конференция, на которой организаторы подвели промежуточные итоги проекта и поставили новые задачи. Еще один инструмент возможностей – Московская электронная школа (МЭШ): электронный журнал, дневник, библиотека, сценарии уроков, интерактивные доски. МЭШ делает урок мобильным. Ученики школы №1571 рассказали об учебе и проекте. Елизавета Никонорова, ученица 9 «Д» класса лицея №1571 У меня врожденный порок сердца. Я не считаю себя особенной: я такая же, как все. Диагноз мне никак не мешает. Врачей стараюсь посещать во внеурочное время, поэтому мои одноклассники об этом не знают. У меня есть друг, у которого ДЦП. Сейчас он пошел в школу, в третий класс. Он сильно хромает и немного отстал в развитии, но его друзья всегда ему помогают. Но я, в отличие от него, скрываю свой диагноз, потому что некоторые люди относятся к инвалидам, как к «ущербам». В школе я учусь по социально-правовому профилю – хочу быть нотариусом или бухгалтером. Ближайшая цель – сдать экзамены: русский, математику, обществознание и химию. Как у любого человека, у меня бывают и пятерки, и тройки. Если я что-то пропускаю, то могу написать учителю в чате электронного журнала, чтобы он объяснил материал. За оценками слежу через электронный дневник, он мне больше всего нравится. Уроки стали «супертехнологичными». В школе появились электронные доски: учитель может зайти в интернет, найти материал и показать нам картинки, а на геометрии очень удобно чертить фигуры. Федянин Егор, ученик 8 «В» класса лицея №1571 У меня проблемы с почками, поэтому я часто езжу по больницам, пропускаю занятия. Но от коллектива я не отстаю, а пропуски легко восполняю. Слежу за информацией через электронный журнал, там же пишу учителю, он дает индивидуальные задания. Есть электронная библиотека, план урока, учебники – все в открытом доступе. Если раньше приходилось спрашивать одноклассников, звонить учителю, то сейчас можно просто подключиться к интернету, зайти в дневник и все узнать. Я учусь в химико-биологическом классе. Хочу поступить в медкласс и связать свою жизнь с медициной. В этой профессии важно знать не только профильные предметы, но и все остальные должны быть «на уровне». В жизни мне никак не мешает ОВЗ. Школьный день проходит как у всех. Одноклассники и друзья знают о моей проблеме. Мы стараемся не касаться этой темы, потому что мне так комфортнее. Проект МЭШ сначала появился в Москве, теперь подтягиваются регионы. В Воронежской области это проект «УчимЗнаем». Пациенты отделения онкогематологии детской клинической больницы №1 учатся прямо в клинике. В стационарах организовали учебную зону с современным оборудованием. Такие классы есть в Хабаровском, Красноярском краях и Калининграде. Всего по стране их около 20. Проект помогает детям не отставать от школьной программы и общаться со сверстниками. Так они не будут чувствовать себя изолированными от общества. Часть учеников занимается в классе, а те, кому нельзя выходить из палат, используют планшет. Индивидуальная программа разрабатывается на основе заключения врачей и возможностей здоровья ребенка. Почему о проблеме инвалидности так мало говорят? С одной стороны, люди с ОВЗ боятся внимания. С другой стороны, здоровые люди считают, что это «не мое дело». Но вряд ли нужно ждать момента, когда инклюзия затронет вас, чтобы понять важность этой проблемы.

Об этом стоит говорить. Инклюзия в лицах
© Eva.ru