Школьные сайты чудесные: детей кодируют, как шпионов
Прекрасные идеи превращаются по ходу реализации совсем не в то, что задумывалось. На днях премьер-министр Медведев вскрыл причину: все дело в некачественной работе законодателей. Напринимают плохих законов, жить по ним невозможно. А если возможно, то только вверх ногами и задом наперед. Подобное превращение мы проследили на самой безобидной материи — школьных сайтах. Как оказалось, существенный вклад в него вносят не только законодатели, но и исполнители. У всего на свете есть свое предназначение. Предназначение школьного сайта — быть лицом школы. Рассказывать в Интернете о ее успехах и достижениях. О том, чем эта школа отличается от других. Привлекать и объединять детей, родителей и преподавателей. Служить площадкой, куда все они могут зайти и узнать то, что их интересует. У большинства школ нашей страны есть свои сайты. Но никакого «лица школы» там не найдешь. Какой ни открой, сразу хочется зевать. Канцеляризмы, официоз. Документы, документы, документы… приказы правительства, Минобраза, правила, указания, распоряжения. Вся правовая база, регламентирующая и регулирующая образовательные учреждения. Зачем? Кто полезет на школьный сайт, чтоб все это читать? По школьному сайту вы никогда не поймете, стоит ли отдавать туда ребенка. Просмотрев десяток, вы поймете, что не стоит его отдавать никуда. Потому что везде тоска и забюрокраченность. И совсем нет того, что вы ищете. Нет ярких, умных преподавателей, которые станут для вашего ребенка авторитетами. Нет конкурентной среды, которая отвлечет его от компьютера и опасных друзей. Нет жизни, попросту говоря. * * * Поначалу школьные сайты создавались инициативно и добровольно, в режиме живого творчества. Кто хотел, обзаводился сайтом. Кому не нужно было, тот не обзаводился. В 2013 году правительство приняло постановление №582 о сайтах образовательных заведений. Наличие сайта у каждой школы стало обязательным. В мае 2014-го Рособрнадзор издал указ «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации». Ровная квадратно-гнездовая структура, любезная чиновничьему глазу. Все по линеечке, и никакой самодеятельности, а то ишь, распустились. «Главная страница должна содержать информацию о структуре и об органах управления образовательной организации, в том числе о наименовании структурных подразделений (органов управления), руководителях структурных подразделений, местах нахождения структурных подразделений, — гласил указ. — На главной странице должны быть размещены следующие документы: а) в виде копий: устав образовательной организации; лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями); план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, локальные нормативные акты, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка и коллективного договора; б) отчет о результатах самообследования; в) документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг; г) предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний». И в таком духе еще страниц пять. Рособрнадзор регламентировал все до мельчайших подробностей. Вплоть до разрешения, в котором следует сканировать документы для сайта. Чтоб директора школ не тратили время, придумывая, как все эти сведения на сайте размещать и как его оформлять, им предлагается типовая программная «оболочка» школьного сайта. Что-то вроде бланка, где надо заполнить только прочерки. Вписать номер школы, адрес, фамилию и вывесить фото директора. Лица-то у школьных директоров пока все-таки разные. И как их подравнять под одно лицо, чиновники еще не придумали. Тем не менее со школьными сайтами они расправились вполне успешно, радикально изменив их предназначение. Школьные сайты теперь нужны не для того, чтоб рассказывать о жизни школы, а для того, чтоб проверяющим органам было легко их проверять. * * * Школам оставлено право размещать на сайте не только бюрократическую обязаловку, но и иные материалы по своему усмотрению. Но усмотрение тоже реализуется в единых рамках. Например, общий для всей страны набор правовых документов на сайте школы №6 города Урюпинска Волгоградской области инициативно дополняют «Правила поведения на железной дороге». А школа поселка Урюпино Алтайского края смотрит на вещи шире. Там поведением на железной дороге не ограничиваются, а сразу вешают на сайт комплексную «Программу по формированию жизнестойкости». Если же школа хочет сообщить на сайте оригинальную, личную информацию именно о себе и своих учениках, у нее начинаются проблемы. Потому что и такую информацию тоже проверяют. Но уже не Рособрнадзор, а Роскомнадзор. 152-й ФЗ «О защите персональных данных» имеет массу нюансов, поэтому чиновники на местах трактуют его в соответствии с собственным пониманием. Больше всего волнений вызывают результаты олимпиад и фотографии учащихся. Результаты олимпиад по разным предметам должны вывешиваться на сайте школы — это требование Рособрнадзора. Но там надо указывать фамилии и имена учащихся. А в соответствии со 152-м ФЗ это персональные данные. Их нельзя распространять, за этим следит Роскомнадзор. Фотографии — по закону тоже персональные данные. Разумеется, родители подписывают согласие на их распространение. Но чиновники все равно боятся. Фото учащихся по этой причине школам рекомендуют не вывешивать. А если без них никак, то пусть дети будут со спины. Или сняты издалека и в большом количестве, чтоб персонально никто не выделялся. И никаких фамилий, конечно. А подписи под фотографиями должны быть обезличенные — типа «Группа учащихся старших классов выступила на концерте художественной самодеятельности». Не более того. * * * Как стало известно «МК», недавно прокуратура проверяла школы Переславля-Залесского. Директора пяти школ были вызваны на ковер за неправильные фотографии на сайтах. Теперь на сайтах местных школ нет фотографий. Вообще никаких. От греха подальше. Мы посмотрели сайты школ №№1, 2, 4 и 6 и в этом убедились. А вот итоговые ведомости школьных этапов всероссийских олимпиад по разным предметам вывешены. Только вместо имен и фамилий участников там указаны цифры. Участники школьных олимпиад закодированы, как шпионы-разведчики. Школа №4 Переславля-Залесского. Олимпиада по русскому языку среди четвероклассников. Участник 104012 набрал максимальные баллы, на втором месте — участник 104003, на третьем — участник 104014 и так далее. Школа №6. В итоговой ведомости олимпиады по географии участники указаны под номерами 07-76-11, 07-76-09, 07-76-07 и т.д. А вот в школе №2 прокол. В ведомость олимпиады по химии вписаны не только коды участников, но и их фамилии с именами. Ай-яй-яй. Недоглядело школьное руководство. Школьная олимпиада — это соревнование. Какой смысл проводить соревнование, если победитель остается неизвестным? Разработчики 152-го ФЗ вряд ли об этом думали. Вместо них теперь ломают головы директора школ. Ученик пермской школы №146 Василий Югов в июле прошедшего года завоевал золотую медаль Международной олимпиады по физике в Цюрихе. На сайте его школы — крошечная заметка, где он упоминается, и коллективное фото участников олимпиады из разных стран. Российскими флажками машут шесть человек на заднем плане. Кто из них Югов — неизвестно. Отдельно его фотографии нет, хотя он гордость школы. По-хорошему надо и фото Васи, и написать о нем, интервью с ним опубликовать, раз он такой молодец. Это же реклама школе в первую очередь! Нет. Минимум информации. Чтоб не разглашать персональные данные ученика. Если бы про Василия Югова не рассказали СМИ, на сайте родной школы про него и вовсе написали бы как положено по 152-му закону: «Учащийся 10-го класса КР-81544 победил на Международной олимпиаде». Поэтому никто не должен знать его в лицо. * * * Постороннему человеку — не директору школы и не чиновнику департамента образования — вышеописанные меры кажутся, мягко говоря, странными. Если дети провинились, попали в неприятную ситуацию — понятно, не надо всему миру называть их фамилии. Но если дети одерживают победы, если они покоряют вершины — их, наоборот, нужно называть. Нужно хвалить и гордиться ими. Известность и признание — стимул двигаться дальше. Стимул развития. К тому же многие дети не только учатся в школе, но и занимаются спортом, например, или музыкой. Один и тот же ребенок сегодня может лучше всех «написать олимпиаду» по истории, а завтра прибежать первым на общегородских соревнованиях. На сайте школы его имя-фамилию как победителя олимпиады не назовут. А на сайте спортивной федерации будет большое фото пьедестала и трех призеров. Причем все призеры там будут подписаны, победитель — такой-то мальчик, второе место — такой-то, третий — такой-то. Почему-то на сайтах спортивных федераций персональные данные такого рода размещать позволяется. А точно такие же данные — и по такому же поводу! — на школьных сайтах размещать нельзя. Отдавали себе отчет разработчики 152-го ФЗ, что тут беда с логикой? «Персональные данные спортсменов публикуются на сайтах спортивных федераций, — подтвердил «МК» руководитель пресс-службы Роскомнадзора Вадим Ампелонский. — Что касается сайтов школ, если будет просто список победителей олимпиады с именем, фамилией, классом и фото, мы не будем требовать удаления такой информации. Но встречаются гораздо более неосмотрительные вещи, вплоть до записей классных журналов с составом семьи, профессиями родителей (в т.ч. сотрудников правоохранительных органов, прокуроров, судей), домашними адресами, телефонами и т.д. Публикация фото учеников на сайтах школы допускается при условии соответствия целям образовательного процесса. Но мы в общем случае рекомендуем все равно публиковать минимум персональной информации. Где есть сомнения — лучше не публиковать». Сомнения есть у многих директоров школ. Но далеко не у всех. Похоже, это зависит не столько даже от личности директора, сколько от региона. Есть регионы, где руководство дотошно отслеживает каждую мелочь и дует на воду. Там сомнений гораздо больше, чем фото на школьных сайтах. А есть непуганые края, где директора бесстрашно вывешивают портретные снимки учащихся. Имена и фамилии не подписывают, конечно. Но соответствие образовательному процессу у снимков спорное. Вероятно, потому, что до них еще не добирались проверяющие. Как объяснили «МК» в Роскомнадзоре, у ведомства есть две основные формы контроля: плановая проверка и систематический мониторинг. Проверка — это когда инспектор едет в школу и комплексно смотрит все, что касается обработки персональных данных. Они смотрят не только сайт, но и кадровые документы, классные журналы и многое другое. Систематический мониторинг — когда инспекторы никуда не ездят, а изучают то, что есть в открытом доступе. Какие данные выложены в Сеть, избыточны ли они, есть ли политика обработки персональных данных на сайте и т.д. Прокуроры составляют административные протоколы в случае, если кто-то отказывается выполнять законные требования. «Прокуратура — главный надзорный орган. В ходе своих плановых проверок образовательных учреждений они могут проверить соблюдение вообще всего комплекса российских законов. В том числе по персональным данным. Но на практике они крайне редко это делают. И с нами связываются, как правило, в таких случаях». * * * Судя по комментариям, которые мы получили в Роскомнадзоре, требования этого ведомства заметно мягче диктата, с которым директора школ сталкиваются в реальности. Возможно, причина в том, что, проверяя школы, прокуратура все-таки сама трактует 152-й ФЗ. Не связываясь с Роскомнадзором. А может, дело в чем-то другом. В чем? Мы не знаем. Мы просто видим, что школьные сайты в том виде, в каком они существуют сейчас, не нужны никому, кроме проверяющих органов, — чтоб им было что проверять. Для самих же школ сайты — лишнее бремя. Хотя тоже не все и не для всех. 57-я московская школа, к примеру, нашла выход. У нее несколько сайтов. Один официальный, отвечающий требованиям Рособрнадзора, — с горой скучнейших, совершенно не нужных ни родителям, ни детям документов. А кроме него есть еще и другой сайт, где только то, что всем полезно и всем интересно. Как устроена наша школа, расписание занятий, расписание каникул, наши кружки, наши результаты, наши учителя, диалог с администрацией. Фамилии победителей и призеров олимпиад — пожалуйста, все с гордостью перечислены. Фотографии такие, что хочется не то что ребенка отдать эту школу, а самой туда пойти учиться. «Неофициальный сайт школы существует с прошлого века, — объяснил «МК» директор Андрей Сергеевич Бремзен. — До недавнего времени он был единственным сайтом школы, однако несколько лет назад Департамент образования г. Москвы обязал все школы иметь стандартные официальные сайты. Вместе с тем к неофициальному сайту все привыкли, так что отказываться от него мы не намерены». Отказываться никто и не заставляет. Если у школы есть официальный сайт, наличие еще и неофициального Рособрнадзор не волнует. Роскомнадзор же проверяет не сайты, а то, как персональные данные учеников и преподавателей школы представлены в Интернете. Безразлично, на каком сайте. На любом. Неофициальные сайты школ Роскомнадзор сам не ищет. Но реагирует на обращения граждан. Если кто-то обратится, ведомство потребует устранить нарушения и может заблокировать неофициальный сайт. Школам с неофициальными сайтами остается надеяться, что никто не обратится. А если кому-то из родителей не понравится, что на сайте фото его ребенка, он просто попросит его убрать и обойдется без жалоб в Роскомнадзор. P.S. По данным Росстата, в России на настоящий момент 42 тысячи 600 общеобразовательных организаций. Численность учителей — 1 млн 54 тысячи. Численность обучающихся — 14 млн 866 тысяч. Но их нельзя назвать в Сети по фамилии-имени. И показать фото тоже нельзя.