«Нельзя на ребенке ставить крест». Педагог о непоправимых ошибках в школе
День встречи выпускников - особенный праздник, неформальный и очень душевный. Взрослые люди, усаживаясь за парты, с удовольствием вспоминают детство, школьные проказы, любимых учителей. С той же эмоциональностью и учителя вспоминают своих учеников. Какими мы им помнимся, что они о нас думают? Об этом «АиФ-Юг» расспросил известную кубанскую писательницу Елену Лобанову. Автор романов и рассказов 20 лет совмещала литературное творчество с педагогикой. Не повод для скандала Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Елена Александровна, давайте уточним: как писатели становятся учителями? Или в вашем случае алгоритм был обратным? Елена Лобанова: В юности у меня было острое желание писать, и поэтому я поступила на филфак. В вузе проходила педагогическую практику. Оказавшись в школе в роли наставницы, почувствовала, что это моя стихия. Здесь же нашла и большинство своих сюжетов. - Валентин Распутин окончил историко-филологический факультет, из поколения в поколение мы перечитываем его «Уроки французского», рассказ, как известно, написан на основе личной истории. Подобные ситуации в вашей педпрактике были? - Случаи, влияющие на судьбу? Я не думаю, чтобы в такой мере... Хотя да, есть истории, которые не забудешь. Случилось так, что один мальчик набедокурил. Я поставила в дневник двойку по поведению. Он в отместку схватил мою сумку со всеми вещами и тетрадями и убежал. Пошла к нему с намерением жестко поговорить с родителями, но дома был лишь его младший братишка. Не дождавшись взрослых, направилась домой. Выяснилось, что сумка моя уже там - мальчик осознал масштаб проступка, принес... А мне уже жалко его: думаю, погорячился, должно быть, ужасно боялся этой двойки. Наутро решила ничего родителям не сообщать. И не перестаю благодарить за это судьбу. Через два дня мама и папа мальчика погибли в автокатастрофе. Если бы накануне в семье случился скандал из-за меня... Буквально напоследок! Устояла бы психика ребенка? И как бы я жила с этим? - Трагедия... Но и на тормозах спускать, если ребенок дерзит, хулиганит, тоже ведь нельзя. И что делать? - С выводами торопиться нельзя. Всегда надо пытаться договориться, объясниться, достучаться. Если ребенок ведет себя «не так», значит, существует какая-то объективная причина. Надо ее понять. Нельзя на ребенке ставить крест, потому что он хулиган и по-человечески тебе не нравится. Ученику ты даешь знания. Ты не имеешь права думать о том, нравится ли он тебе. Ты обязан уважать его за то, что он учится, за его труд, уже только за это. Помню другого ученика. Демонстративно грубил, хамил, огрызался. Оказалось, происходило это на фоне семейной драмы. Родители разводились. У ребенка был невроз. Совесть класса - А вы помните всех своих учеников? Говорят, что в памяти учителей остаются отличники и двоечники, а середнячков забывают. - Пожалуй, прежде все-таки запоминаются дети проблемные. И домой к ним ходишь, и занимаешься дополнительно, и с родителями беседуешь. Но если под общий знаменатель не подводить, я бы сказала, что не забываются личности яркие, безотносительно к успеваемости. Как-то в выпускном классе у меня учился Дима. Несмотря на юный возраст, какой-то очень чуткий, понимающий. На 8 Марта мальчики решили подарить девочкам чудо-кукол в роскошных платьях. Девочки были в восторге! Все, кроме Маши, которая принять подарок отказалась - по принципиальным соображениям - она была обижена на мальчиков. Соответственно, и они почувствовали себя оскорбленными в лучших чувствах. Мои попытки поговорить с Машей: «Вы же скоро школу окончите, расстанетесь, может, навсегда, у тебя останется память» - ничего не дали... А несколько девочек в праздник отсутствовали, болели. Их поздравляли позже, когда выздоровели. И вот Дима от имени одноклассников говорит: «Наташа, мы тебя любим и хотим, чтобы на память о нас у тебя остался такой подарок». Наташа берет куклу, аплодисменты! И еще одной девочке Дима куклу вручил, а потом и говорит: «А теперь, послушайте все внимательно! Я обращаюсь к Маше... Маша! Мы очень тебя уважаем и ценим твое мнение. Мы всегда будем вспоминать о тебе, потому что ты - совесть нашего класса». И Маша куклу взяла... со слезами... - А какой подарок от учеников вы со сходными эмоциями принимали? - Это была открытка, подарил мне ее ученик из класса коррекции. Я была тогда молодая, неопытная и незадолго до того приходила пожаловаться на этого мальчика к директору: «Иван Иваныч, он сказал однокласснице «Иди в ..!» Мудрый директор отечески потрепал меня по плечу: «Елена Александровна! У этого ребенка папа сидит в тюрьме, дома у него отчим. Каждый день пьянки. Он спит на полу, потому что больше негде. Подумайте, сколько грязных слов этот мальчик знает? Ради вас он выбрал самое мягкое». Так вот, этот мальчик подарил мне открытку на 8 Марта: «Желаю вам хорошо учить детей, вовремя отпускать с урока, не опаздывать. Не терять тетради». Он сформулировал все то, что считал необходимым для успешности моей карьеры, понимаете? Для некоторых детей лишний раз ручку взять - уже труд! А он не просто написал какие-то формальные слова. Он глубоко их обдумал... «Это самый... роман, который я прочел в жизни» - Ручку взять - труд... Говорят, что дети и читать разучились, не хотят - что делать? - Надо заставлять. - А зачем? Есть мнение, что это лишнее. Современные дети просто другие. Они делают то, что востребовано на данном этапе развития общества. Они по-другому получают информацию. - Говорят, и таблицу умножения учить необязательно. В телефоне есть... Ну а если нет? Базовые знания необходимы! Без умения мыслить - нет человека. Поэтому надо заставлять... А для этого - пытаться заинтересовать. Допустим, прочесть отрывок рассказа, пробудить любопытство: а чем кончится? Чтобы дети сами книгу открыли. Доступ к чтению открывается через усилие, работу воображения. И в любой науке иначе не бывает. Вот почему для меня всегда были ценны такие моменты преодоления, победы моих учеников над собой. Как-то один десятиклассник, совершенно не читающий, написал сочинение по «Преступлению и наказанию». Читаю: «Раскольников, старуха... и вдруг фраза: «Елена Александровна! Это самый (здесь выразительное многоточие) роман, который я прочел в своей жизни!!!» И снова - Раскольников, процентщица... Я прочувствовала, какое колоссальное насилие над учеником совершила, но как педагог была абсолютно счастлива. Может, это была первая книга, которую он дочитал! От души надеюсь, что не последняя... - Теплота, с которой вы рассказываете, обескураживает. Но учеников в классе 30! Вопрос: а когда учителю жить? - Я нормальный предметник. Не причисляю себя к категории учителей, для которых жизнь класса - это их собственная жизнь. Семья рано появилась, детей двое. Из школы ушла, когда поняла, что энергии не хватает. Вообще, вопрос очень правильный, ведь почему у нас многие учителя одиноки? Потому что времени на себя нет! Школа - она целиком забирает человека. Многие учителя - настоящие подвижники! Но, к сожалению, сегодня им платят столько, что никакой конкуренции уже и нет, как нет и стимула... Мне кажется, это государственная проблема. Конечно, в первую очередь личность формирует семья. Но и школа - важнейший этап. Ребенок социализируется, получает знания и учится с ними обращаться. Роль, значение и влияние учителя огромны. Как-то наше правительство должно побеспокоиться о своем будущем. Без преувеличения, будущее страны зависит от школы и учителей, в ней работающих.