Дорогу молодым. Лучший молодой руководитель столичной школы Олеся Лукашук делает ставку на эксперимент
Педагогическое сообщество выбрало лучшего молодого руководителя московской школы. Им стала директор многопрофильного комплекса № 2107 Олеся Лукашук.С первого взгляда ее можно принять за студентку старших курсов, которая пришла в школу на практику. Стройная, c безукоризненно ровной челкой и задорной улыбкой, Олеся Николаевна совсем не похожа на рисуемого воображением руководителя крупного многопрофильного комплекса, куда входят сразу четыре школы и девять детских садов. Как шутит сама директор, она управляет маленьким образовательным городком. Олеся Лукашук возглавляет комплекс № 2107 ровно год. До этого на протяжении двух лет она работала учителем физики, затем заместителем директора. Когда ей предложили принять участие в конкурсе для молодых руководителей учебных заведений с опытом работы не более пяти лет, не раздумывая согласилась. — Конкурс состоял из трех этапов, — рассказывает она. — На одном из них мы проводили мастер-классы. Я выбрала тему «Содружество взрослых» — о конфликтах между учителями и родителями, которые участились в последнее время. Ни для кого не секрет, что сегодня основная претензия мам и пап в том, что, по их мнению, мы, учителя, мало уделяем внимания ребенку. На мой взгляд, причина конфликтов в ином — мы не умеем договариваться. Когда мы выбираем спутника жизни, которого любим и ценим, то стараемся измениться, адаптироваться. Но если к браку мы относимся так серьезно, то к школе, где ребенок проводит 11 лет — срок немалый, — почему-то по-другому. Олеся Николаевна уверена: избежать конфликтов можно. — На родительских собраниях я спрашивала у пап и мам: какой вы хотите меня видеть? — делится она. — Пятьдесят процентов ответили, что для них важно знание преподавателем предмета, тридцать назвали харизму, а остальные высказались против того, чтобы я была новатором. Большая часть родителей, говорит Олеся Николаевна, с недоверием и даже с опаской относятся к новым образовательным проектам. — Папы и мамы не хотят принимать что-то новое, — с сожалением качает головой директор. — К примеру, сейчас мы разрабатываем класс искусств. Во второй половине дня детям будут преподавать живопись, хореографию и иностранные языки. Вообразите, но даже это пришлось не всем родителям по вкусу. Потому что необычно. По мнению Лукашук, подобные образовательные программы помогают детям расти любознательными. — При этом мы понимаем, что у каждого ребенка свои особенности. Кто-то может учиться самостоятельно, а другим нужно помочь, — добавляет директор. Еще одна амбициозная задача школы — экспериментальный класс, где дети сами определяют, чему хотели бы учиться. — Учитель будет лишь подталкивать детей к получению новых знаний, — поясняет Олеся Николаевна. — Со следующего года начнем эксперимент в одном из наших первых классов. Пожелайте нам удачи! ПРЯМАЯ РЕЧЬ Илья Бронштейн, председатель Молодежной Ассоциации руководителей образовательных организаций, Директор школы № 1468 при департаменте образования: Департамент образования Москвы инициировал создание в Московском институте открытого образования двух программ повышения квалификации, направленных на профессиональное становление молодых управленцев: «Современный заместитель руководителя образовательной организации» и «Эффективный руководитель системы столичного образования». В рамках программ молодые руководители получают оценку своих управленческих решений, участвуют в занятиях ведущих бизнес-тренеров и лидеров столичного образования. Если педагог вовлечен в процессы, происходящие в системе московского образования, понимает их, он без труда сможет пройти аттестацию на соответствие должности руководителя образовательной организации. Вполне вероятно, что такому учителю будет предложено возглавить образовательное учреждение.