Войти в почту

Объединение учебных классов в сельских школах Невельского района должно произойти уже с 1 марта. Такое уведомление образовательные учреждения получили из местного управления образования. Сделать новое расписание и утвердить его в СанПиНе необходимо срочно. Подобные действия в середине учебного года вызвали возмущение учителей. В невельском образовании проблему отрицают, мол, школы сами все решают, мы им только деньги даем, а их стало меньше. Областное образование, наоборот, говорит о поддержании малокомплектных сельских школ дополнительным финансированием. Кому это средства попадут или уже оказались в кармане – остается под вопросом. Но до сельских школ они явно не дошли.Верблюда с кашалотомШкола в деревне Новохаванск Невельского района – одна из четырёх, где учителям придется за один час урока объяснять свой предмет сразу нескольким классам. Сейчас это пока касается только начальной школы: учащиеся с первого по четвертый класс уже с начала года посещают уроки вместе.«Для учителей главный минус в таком объединении в том, что учителю за один урок нужно объяснить материал четырём классам. Четыре журнала, четыре темы, четыре плана пишешь, но оплачивается это как один час», — объясняет заведующая учебной частью МОУ «Новохаванская средняя общеобразовательная школа» Надежда Калинина.Сейчас, в середине учебного года подобное объединение коснется средней и старшей школы. Для учителей это означает одно: очередное сокращение часов и, как следствие, зарплаты.В Усть-Долысской средней школе, которая с прошлого года имеет три филиала, в том числе и в деревне Новохаванск, объединят вместе несколько классов информатики, обществознание, историю и даже литературу. Причем последний предмет, по словам учителей, планируется совместить с пятого по десятый класс, то есть, по сути, объяснять «Му-му» Тургенева и булгаковскую «Белую гвардию» на одном уроке.«Разные темы, разные классы, разновозрастные дети, да и как посреди года учебные и рабочие планы менять?» - недоумевает учитель истории Усть-Долысской школы Анна Иванова и добавляет, что после объединения по ее предмету, в зарплате она потеряет две тысячи рублей. Дилемма педагогов понятна: с одной стороны, они переживают за учеников, которым «не додадут», с другой – за сокращение зарплаты.В Усть-Долысской школе рассказали, что о ситуации объединения разношерстных школьников в одну кучу, они и их коллеги из филиалов, в декабре написали письмо в администрацию президента. Оттуда документ, конечно, направили в областное управление образование, которое спустило его в район. Потому как парадоксальный ответ на прошлой неделе пришел из невельской администрации: по словам Ивановой, он абсолютно противоречит тому, что происходит.«Написано, что допустимо объединение музыки, изо и дополнительных предметов, но основных – ни в коем случае, - рассказывает педагог и уточняет. - Устный ответ был совсем другой: денег нет на ваши зарплаты, поэтому надо объединяться». В районном образовании учителей сельских школ, правда, кажется, считают идиотами.«Не надо соединять верблюда с кашалотом, они [учителя – А.П.] воспринимают всё буквально», - возражает начальник управления образования администрации Невельского района Ольга Кобзина.Руководство Усть-Долысской школы в прошлом году получило в нагрузку три филиала, а сейчас должно урезать штат или зарплаты. Фото: страница школы в соцсети vk.comКрутитесь, как хотитеО своем предназначении на посту главы районного образования Кобзина (как выяснилось в разговоре, по образованию учитель истории) заявила проговорилась, уже сворачивая беседу.«По нормативу им дана сумма денег – дальше уже их проблема. Моя задача - распределить всё по нормативу между школами, а дальше крутитесь, как хотите», - разъясняла она.Причем по ее утверждению, никто не заставлял школы ужиматься, и официальных решений по этому поводу нет. Но тут же Кобзина задалась риторическим вопросом: «Если в классах по одному ученику, почему их нельзя объединить?». Было бы можно, только, по утверждению педагогов, школьников значительно больше. В Усть-Долысской сейчас обучается 77 человек, в Новохаванской - 37.Хотя прямо о том, что школьников нужно объединить по предметам, а не по классам, в районной администрации не говорили, но из длинного монолога о малокоплектных классах и городских школах, где по 30 человек в аудитории, можно было судить об обратном.«Мы ищем выходы из ситуации, от школ предложение принимаем, мы не заставляем их объединить русский язык в первом классе с математикой в десятом. Но есть же нормативы, по которым финансируется школа, надо в них вложиться, - продолжает наставать Кобзина и тут же выдает. - Не обязательно соединять уроки, может, какие-то технические работники лишние по нормативу». Из чего становится ясным, что руководство школы просто поставлено перед выбором: сократить персонал или их зарплату. Сейчас на зарплату учителям Усть-Долысской школы и трёх её филиалов не хватает почти 3 миллионов рублей.«По данным бухгалтерии управления образования на зарплату учителям не хватает финансирования. На юридическое лицо не хватает два миллиона восемьсот шестьдесят тысяч», — прокомментировал директор Усть-Долысской средней школы Владимир Гультяев. О финансовых проблемах район знают, похоже, только в районе, на уровне области финансирование сельских малокомплектных школ выглядит все радужнее.Всё «под контролем»Тему финансирования сельских малокомплектных школ на прошедшем 16 января заседании администрации области обсуждали и, конечно, в позитивном ключе. Начальник регионального управления образования Александр Седунов прямо заявил, что направит на это благое дело дополнительно около 200 миллионов рублей.«В перечень включены 102 общеобразовательные организации с общим количеством обучающихся в 3651 человек. Количество учащихся в каждой из школ колеблется от 3 до 77 учеников, - докладывал Седунов. - По подушевому финансированию малокомплектные школы получают недостаточно средств, поэтому бюджет поддерживает их дополнительно». Усть-Долысская школа в Невельском районе, судя по цифрам, самая крупная из малокомплектных, плюс ранее Седунов в комментарии псковским «Вестям» уверял: говорить о том, что денег в фонде оплаты труда какого-либо района стало меньше, совершенно неправомерно.Если допустить, что свои заявления региональная власть претворяет в жизнь, тогда куда же смыло эти миллионы по пути в малокомплектные школы? Потому как застрять они могли только на определенном уровне.Нет, конечно, зарплаты сельских учителей могли и вовсе не выходить за пределы зала заседания администрации области, но это уже другая история, без хэппи энда. А в этом случае его хочется.

Меловой период
© Псковская губерния