Технологичное образование: как работает «Московская электронная школа»
Школа № 627 имени генерала Д.Д. Лелюшенко — активный участник проекта «Московская электронная школа» и одна из шести пилотных школ проекта ПАК «Образование». Здесь работает новая, улучшенная версия электронного журнала и дневника. Помимо меловых досок в распоряжении учителей современные интерактивные панели. Ученики максимально вовлечены в образовательный процесс: на занятиях используются видеофрагменты, интерактивные задания и виртуальные предметные лаборатории. А на уроках географии, биологии, химии, физики, математики и информатики дети работают с современным исследовательским оборудованием. Школа стабильно показывает хорошие результаты. По итогам прошлого учебного года она заняла 45-е место в рейтинге вклада школ в качественное образование московских детей. Здесь учатся три победителя и один призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Модернизация техники и сознания В школе прошла масштабная модернизация: в зданиях развернули высокоскоростной беспроводной Wi-Fi, в классах установили интерактивные панели, учителя активно используют электронные учебные пособия и сценарии уроков, а школьники выполняют индивидуальные задания в виртуальных предметных лабораториях. В рамках модернизации в школу поставили 114 ноутбуков, 28 планшетов и 55 интерактивных панелей. Также в школе работают с улучшенной версией электронного журнала и дневника. Для каждого учащегося она позволяет создать индивидуальный учебный план, сформировать уникальное задание для самостоятельной работы со ссылкой на страницы электронных учебных пособий. В журнале можно одновременно использовать разные оценочные шкалы и формы контроля по каждому предмету. Система даёт возможность вести журналы дополнительного образования и внеурочной деятельности, согласовывать проведение контрольных работ. Благодаря электронному журналу учителя больше не тратят время на плановую и отчётную документацию — система автоматически формирует всю необходимую управленческую отчётность. Отдельное внимание в улучшенной версии электронного журнала и дневника уделили безопасности учащихся. Благодаря интеграции с системой «Проход и питание» стало возможно автоматически предупреждать учителя о том, что ребёнок отсутствует в школе. У родителей появилась возможность удаленно сообщать школе, что ребёнок не придёт и почему. Больше, чем уроки Современный урок проходит не только в стенах школы. Дети занимаются в парках, музеях, посещают предприятия. Кроме того, в школе № 627 реализуют сразу несколько проектов предпрофессионального образования: «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования», «Инженерный класс в московской школе» и «Медицинский класс в московской школе». Городской проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» стартовал в 2011 году. Его принцип — обучение на стыке наук, использование высокотехнологичного оборудования, проведение естественнонаучных исследований. Сейчас в проекте участвуют 37 образовательных организаций Москвы, более 300 педагогов и более 65 тысяч детей. В проект «Инженерный класс в московской школе» вовлечены 53 старшеклассника школы № 627. Партнёрами выступают Московский государственный технологический университет «Станкин» и кванториум технопарка «Мосгормаш». Ребята изучают инженерные дисциплины: «основы алгоритмизации и программирования», «технологию прототипирования», «основы робототехники», «инновационные технологии в машиностроении», «систему автоматического проектирования», «автоматизированное производство». В кванториуме дети занимаются в трёх лабораториях: космической, геоинформационной и робототехнической. У трёх учеников уже есть отложенные трудовые контракты с компанией «Майкрософт». А партнёрами школы № 627 в проекте «Медицинский класс в московской школе» стали Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова и 3-я стоматологическая клиника. В медицинских классах школы обучаются 47 старшеклассников. Помимо углублённого изучения биологии, физики и химии в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования они посещают занятия по программам «Шаг в медицину», «Медицинская латынь», «Основы микробиологии», «Биохимия», «Оказание первой помощи», «Современная медицинская техника» и другие. Как работает «Московская электронная школа»? Главные элементы системы — это библиотека электронных материалов и электронный журнал и дневник. Библиотека — электронный ресурс, в котором хранятся не только учебники и пособия, но и сценарии уроков, которые пришли на смену планам. Они похожи на презентацию с наглядными материалами и заданиями. Учителя по всему городу могут взять из библиотеки подходящий сценарий и воспользоваться им. Также есть способ внести в готовый материал корректировки или создать свой собственный. В последнем случае педагоги могут выложить сценарий для общего доступа — надо только отправить его на модерацию. Такая система позволяет всем учителям города обмениваться опытом и создаёт здоровую конкуренцию между ними. Ведь любой сценарий есть возможность оценить, а ещё отслеживается количество скачиваний каждого материала. Сейчас в библиотеке содержится около 3,5 тысяч сценариев по всем предметам с пятого по одиннадцатый класс, 32 учебных пособия и шесть томов межпредметной хрестоматии. А ещё здесь можно найти три «народных» пособия: по ОБЖ, информатике и биологии. Их создали учителя Москвы, используя электронную библиотеку. Дети, чтобы пользоваться библиотекой, скачивают приложение uchebnik.mos.ru на планшеты или домашний компьютер. Когда учитель запускает урок на своём планшете, все ученики из класса автоматически присоединяются к сценарию. Им просто надо открыть приложение. Причём учителю и ученику не обязательно быть в одной сети Wi-Fi. То есть, если ребёнок заболел и остался дома, но не хочет пропускать урок, он может с домашнего компьютера или с планшета войти в сценарий и участвовать в процессе. Кроме того, если ученик присутствовал в классе, но что-то недопонял, ему достаточно ещё раз зайти в сценарий и проработать материал. С библиотекой связаны электронный журнал и дневник. В дневнике отображается тема урока, она подразделяется на подтемы, так называемые контролируемые элементы содержания образования. Например, дети изучили древнейших людей и зарождение искусства в рамках темы «Первобытность». От этих элементов идут прямые ссылки на соответствующий материал в библиотеке. То есть, чтобы подготовить домашнее задание или повторить что-то, надо просто перейти по ссылке из дневника. То же самое могут сделать родители, чтобы посмотреть, что проходил их ребёнок сегодня. Зачем нужны интерактивные доски? Интерактивная доска — это большой сенсорный экран с диагональю 84 дюйма. Доски подключены к интернету и, естественно, к библиотеке электронных материалов. Учитель управляет доской, непосредственно прикасаясь к ней, или со своего планшета. Он запускает сценарий урока, школьники через приложение попадают в этот сценарий на личных устройствах. Кстати, материал имеет три слоя, они похожи, но не идентичны. Первый — это то, что на доске. Второй — на планшете у учителя (там могут быть дополнительные комментарии). И наконец, третий — это то, что на планшетах у учеников. Кстати, когда ребёнок смотрит сценарий дома, у него есть возможность зайти во все слои, в том числе в учительский. Благодаря интерактивным доскам учителя могут доносить материал красочно и креативно. Некоторые предметы, такие как стереометрия, особенно выигрывают от возможности демонстрировать объёмные изображения. Благодаря подключению к интернету удаётся быстро найти всё что угодно — закон, научную статью, видео и так далее. На доске можно рисовать. Вместо мела — палец. Современным детям, которые привыкли к гаджетам, это очень нравится. Например, изучая историю, ученики выходят к доске и с удовольствием рисуют торговые пути или обводят территории обитания тех или иных племён. Интерактивная доска синхронизируется с планшетами учителя и учеников через интернет на уровне баз данных. Это современная российская разработка.