Войти в почту

Кавказские вузы, готовящие инженерные кадры, должны прививать студентам проектное мышление

Тамара Мазаева, руководитель проектного офиса Национальной технологической инициативы Чеченского государственного университета — Постиндустриальная, инновационная экономика продемонстрировала, что сегодня образовательные технологии и набор профессий, к которым готовит высшая школа, не соответствуют ее запросам, а именно — не поставляют на рынок востребованных специалистов. Стремительно меняющиеся технологии инициируют возникновение новых профессий, в то время как специальности, к которым традиционно готовили вузы, становятся неактуальными. Как ни парадоксально, сегодня надо готовить специалистов к профессиям, которых еще нет, но исходя из логики технологического развития они вполне прогнозируемы. Не менее важно то, что существенно изменились и требования к этим специалистам. Если раньше профессионала формировало знание, то сегодня это компетенции — то есть умение в сложной, динамично меняющейся ситуации принять профессионально верное, адекватное решение. Именно по этой причине практически все вновь возникающие профессии в основе своей имеют инжиниринг — то есть это должны быть люди инженерно-мыслящие, умеющие работать с проектной ситуацией. Новые требования к инженерным профессиям, набор компетенций, которыми они должны владеть, меняют и технологии инженерного образования. В первую очередь, оно должно быть проектно-ориентированным. Начиная со школьной скамьи ребята должны учиться работать в составе команды над отдельными проектами. Для подготовки образовательных программ и преподавания в вузах необходимо привлекать практиков, одновременно сами студенты уже во время обучения должны работать на производствах. Современные университеты стремятся к поэтапному формированию этой сложной профессии, вбирая в себя и детское техническое творчество, и среднее специальное образование. Особой заботой вузов должны стать прикладные бакалавриаты. Однако все эти усилия будут бессмысленны, если в реальном секторе республики и региона не идут адекватные процессы формирования инновационной экономики. Речь идет о создании инновационных высокотехнологичных производств, что, в свою очередь, невозможно обеспечить без соответствующего корпуса современных инженерных кадров. Инновационная экономика — это стратегический выбор нашей страны, а значит, не только вузы, но и властные структуры, а также бизнес-сообщество обязаны активно подключиться к выполнению этой задачи. Третьей миссией университета, наряду с образованием и наукой, является инновационная деятельность, то есть подготовка и вывод на рынок высокотехнологичных стартап-компаний. Проектный офис НТИ Чеченского государственного университета как раз и является той площадкой сервисов, которая призвана осуществлять трансфер в экономику республики прикладных научных разработок ученых вуза, создавая на базе этих разработок инновационные технологические производства.