Войти в почту

Андрей Фурсенко: учитель в России перестал быть маргиналом

Тема ответственности и свободы в образовании стала одной из ключевых в ходе сессий Третьего Конгресса "Инновационная практика: наука плюс бизнес", прошедшего в Москве 7 декабря. О том, чего ждет общество от учителей и каким должен быть успешный выпускник школы и вуза, в интервью ТАСС рассказал экс-министр образования и науки РФ, помощник президента России Андрей Фурсенко. - Андрей Александрович, сегодня со стороны ректора МГУ прозвучала критика перехода на Болонскую систему образования (четыре года на бакалавриате, два года в магистратуре), призывы вернуть пятилетнюю подготовку в некоторых вузах. Как вы это прокомментируете? - Определить на 5-6 лет вперед траекторию базового образования вряд ли возможно. Конечно, фундаментальные знания нужны, но вы обратите внимание на запрос работодателей. Это запрос на совсем другие компетенции. Мы не можем сначала учить принципиально одному, при том, что жизнь будет потом требовать абсолютно другого. Вуз - это не часть школы, это часть жизни, как и школа - часть жизни. Решая проблемы завтрашнего дня, мы вряд ли найдем ответы на все эти вопросы в прошлом. Это не значит, что мы не должны использовать опыт. Но с учетом огромного количества обстоятельств, начиная с информационной вала и кончая принципиально качественно новыми задачами, мы должны понимать, что и инструменты в значительной степени должны быть новыми. - То есть, возврата к прошлому быть не должно? - Мне не хотелось бы выстраивать оппонирование, мы должны совместно искать решение. Когда мы пытаемся выстраивать обучение человека в течение всей жизни, мы не можем превращать его в вечного студента. Речь идет об активном гражданине, который часть своей жизни тратит на саморазвитие, на образование. Когда мы требуем от человека ответственности и свободы чуть ли не с детского сада - это единственное, что может ему помочь в будущем. Не бывает так, что до 25 лет человек живет по армейский законам, а после 25 лет становится абсолютно самостоятельным и свободным. Самостоятельности нужно учить с первого дня. Эти ответственность и свобода, тесно связанные друг с другом, должны воспитываться с самого начала. Загоняя людей в жесткие рамки, мы свободы не добьемся. Вы слышали, кто-то сегодня сказал, что дети после четвертого класса уже не хотят ничего придумывать, они хотят делать то, что им говорят? А выстраивая долговременные заранее сформулированные и спрогнозированные системы, мы продолжаем школу. Не может быть вуз продолжением школы. Мы не должны воспитывать великовозрастных школяров, мы должны как можно раньше создавать условия для роста ответственных людей, не отвязанных, а именно ответственных. - Есть успешные примеры в России? - Ответственность воспитывается именно свободой. Есть школы, которые очень много уделяют этому внимания. Например, "Сириус", куда приезжают ребята из разных мест в стране. Они чувствуют себя там свободными и ответственными. Это ребята, которые точно понимают, что такое дисциплина, но это их решение. И когда президент говорит о создании сети таких структур, это как раз и есть создание возможностей для свободных людей. При этом не надо бояться. Свободные люди, воспитанные здесь правильным образом, никуда не рванут. Потому что любой нормальный человек понимает, что возможностей здесь в стране сегодня больше, чем где бы то ни было. Этот спор не должен решаться в приказом порядке. Жизнь должна все расставить по своим местам при участии в том числе главного заинтересован него лица - ученика. Он должен видеть разные образовательные возможности и голосовать за них. - То есть, благоприобретатель в системе образования это ученик? - В первую очередь он. Главная задача наша - сделать так, чтобы ученик понимал, что его благо и благо страны это одно и то же. - Это должно воспитываться еще с детского сада? - Конечно. И это не воспитать в логике армейской дисциплины. Это воспитывается в логике демонстрации возможностей для самореализации. - Вы будете обсуждать эту стратегию с новым министром образования Ольгой Васильевой? - Мы все вопросы обсуждаем. Конечно, не только с министром. Идет свободная дискуссия. Вы помните, что в 2005 году (когда Фурсенко возглавлял Минобрнауки - прим.ТАСС ) на конкурсе "Учитель года" в Калининградской области вскакивали люди и кричали: "мне стыдно быть учителем". Было почти тотальное недоверие, еще до нацпроекта "Образование". Сегодня так никто не говорит. Сегодня учитель точно не маргинал. Он и не чувствует себя маргиналом. Но есть другая сторона - ответственность учителя. Страна довольно по многим вопросам выполнила свои обязательства. - Но жалобы на низкую зарплату среди учителей остаются. - Мы сделали сегодня важную вещь, когда среднюю зарплату учителя довели до средней по экономике. Это означает, что государство продемонстрировало, что учитель ничуть не менее важен, чем любое другое направление. Это было очень непросто с точки зрения ресурсов, но это было сделано. Я не хочу сказать, что все идеально. Но я считаю, что государство очень много своих обязательств выполнило. Если честно говорить, то учительское сообщество по целому ряду направлений сделало меньше. - То есть, учителя еще в долгу? - Взаимная ответственность должна быть. Учителя ждут от государства, а общество ждет от учителя. - Чего ждет общество от учителя сегодня? - Готовности меняться, слышать ребенка, родителей, думать о том, что надо не просто отработать свое, а думать, что сделать, чтобы этот ребенок через 10 лет после школы был успешным, состоялся бы в этой жизни. Это очень важно. Беседовала Екатерина Ефимова