Войти в почту

"Главное — горящие глаза": кого принимает и выпускает "топовый" лицей в Саранске

САРАНСК, 19 октября. /ТАСС/. 19 октября в России отмечается День лицеиста. Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске в этом году на втором месте в рейтинге топ-500 лучших школ, представленном Министерством образования РФ. Образовательное учреждение функционирует всего шесть лет, но за это время его воспитанникам удалось достичь высоких результатов на олимпиадах разных уровней. Представители лицея рассказали ТАСС о том, как выковывается успех в кропотливой работе день за днем. Гимн России по утрам Заместитель директора по научно-методической работе Наталья Каштанова рассказала корреспонденту ТАСС, что в лицее сейчас обучается 313 человек. Из Мордовии большинство, но есть и 50 ребят из 19 регионов России — Пензенской, Нижегородской, Самарской, Московской областей, Республики Чувашия, Пермского и Приморского краев, Дагестана. Иногородним предоставляется общежитие — проживание в нем, как и обучение в лицее, совершенно бесплатно. Здесь же могут останавливаться родители, приехавшие в образовательное учреждение издалека. Комнаты есть одноместные и двухместные, их площадь не меньше 12 квадратных метров. Здесь есть все необходимое для полноценной жизни и учебы: кровать, два стола, стулья, тумбочка, шкаф для книг, душевая кабина. По уровню оснащенности помещения лицейская "общага" соответствует трехзвездочному отелю, считает Каштанова. Здесь же есть комнаты психологической разгрузки, где с лицеистами работает специалист, и самоподготовки, а также тренажерный зал. "Каждое утро в общежитии начинается с гимна России — его все воспитанники слушают по радио, под него просыпаются. Двери в комнатах всегда открыты, причем в прямом смысле слова. Ребята хорошо воспитаны и не позволяют недостойного поведения дома у своих соседей". Все лицеисты получают стипендию в размере 400 рублей, отличникам и призерам всероссийских и других олимпиад выплачивается повышенная стипендия — 800 рублей. С учителем в кафе В расписании по девять уроков ежедневно. Первую половину дня идут общие занятия, вторую воспитанники уделяют работе по профильному направлению. Всего их два — физическое (физика и астрономия) и математическое (математика и информационные технологии). Выбранным предметом лицеисты занимаются до 20 часов в неделю. Научный руководитель лицея Дмитрий Подлесный отмечает, что, несмотря на высокую нагрузку, ребята все же устают меньше, чем в обычных школах. "Ученики говорят, что в обычных школах было лишь шесть уроков, но учиться было тяжелее. А в лицее они больше занимаются любимыми предметами, поэтому день пролетает на одном дыхании". Каждый из преподавателей лицея хранит свои "ключи" к сердцам учеников. Например, педагог дополнительного образования Рушат Кадикин, который занимается с ребятами робототехникой, рассказал, что лучших из лучших поощряет походом в кафе. "Лицеисты, которые стали призерами олимпиад или каких-то конкурсов, методом голосования выбирают кафе, куда хотят пойти. Обычно ребята выбирают пирожные и газировку, а стол оплачиваю я из собственных средств. Это очень действенный метод". Рушат Ринатович не любит, когда к нему обращаются на "вы". С ребятами у них существует договоренность: на уроке он педагог, к которому нужно обращаться по имени-отчеству, а после урока — друг и старший наставник, можно переходить на "ты". "Благодаря такому методу удается стереть возрастную границу между учителем и учеником. Это помогает добиться главного — открытости". "Мы не говорим ученикам: "Сядь хорошо" Куратор направления физики Сергей Сабаев рассказал, что, в отличие от обычной школы, лабораторный физический практикум выведен в отдельный предмет. В лицее за последний год было оборудовано несколько лабораторий — механики и термодинамики, электричества, магнетизма, молекулярной и атомной физики, оптики. Занятия в лабораториях ориентированы на практику первого-второго курсов вузов. Сам принцип выполнения работ также ничуть не уступает уровню студентов, здесь есть три этапа — допуск (когда ребята изучают методическую литературу), выполнение и защита работы. Каждая из работ длится не менее полутора часов. Практически все оборудование для занятий собрано руками преподавателей. Это оказалось гораздо удобнее: к примеру, на одной из установок можно выполнить 15 видов лабораторных работ. "Манометр в лаборатории помог сделать стеклодув, заказ выполнялся по заранее подготовленным эскизам. Покупать простой прибор неинтересно. В наших есть краны из магазинов, отпиленные детали от кастрюль, специально для одной из установок мы заказали в компании, которая оснастила лицей приборами освещения, плафон для лампы. Так детям гораздо увлекательнее работать". Ученикам нравится наблюдать за созданием нового оборудования. Удается заинтересовать и родителей. Отец одного из ребят, радиолюбитель, помог педагогам в создании нескольких приборов. В лицее есть химическая и биологическая лаборатории. Куратор направления биологии народный учитель Людмила Юркина рассказала, что уровню их оснащенности могут позавидовать многие вузы. В лаборатории есть все необходимое, чтобы проводить вскрытие и изучать внутреннее строение организма. Мощность здешних микроскопов позволяет рассмотреть даже мелкие личинки паразитов. Ребята делают уникальные срезы по анатомии растений, изучают их и зарисовывают, выполняют работы по биохимии и физиологии растений. Дети приходят на занятия в белых халатах: в лицее уверены, что форма дисциплинирует и делает их более ответственными. "Мы не говорим ученикам: "Сядь хорошо" — это их унижает. Я могу лишь призвать детей к тому, чтобы они блеснули своими знаниями и прославили свой лицей, республику и страну. Это очень действенно и всегда помогает". Народный учитель часто напоминает своим ребятам, что для успешной работы им необходимо проявить себя — сначала в лицее, затем в вузе. "Детям очень нравятся такие разговоры, всегда слушают внимательно и чувствуют себя взрослее". Коридоры славы В лицее есть еще одна традиция поощрения призеров международных олимпиад — каждого из них по прибытии встречают аплодисментами. Ребята проходят по длинному коридору, вдоль стен которого выстраиваются ученики. После торжественной церемонии все вместе направляются в школьную столовую, где устраиваются чаепития с тортом. Очередная торжественная церемония прошла здесь недавно, 14 октября, в честь Дамира Гасымова и Станислава Цапаева, завоевавших золотую и бронзовую медали на международной астрономической олимпиаде в Болгарии. Эта олимпиада проводится с 1996 года, в состязаниях три тура — теоретический, практический и наблюдательный. Научный руководитель Дмитрий Подлесный рассказал, что самая тщательная подготовка к состязаниям начинается за два месяца до олимпиады. "Вводится индивидуальный график, для подготовки прочерчивается индивидуальная образовательная траектория. При этом ребята освобождаются от истории, обществознания, литературы. После окончания соревнований к ним в любое время подойдут все преподаватели и аттестуют". На торжественную церемонию приехал и отец одного из победителей олимпиады Фариз Гасымов. Он рассказал, что, когда они с супругой узнали о победе Дамира, всю ночь не спали. "Сам я был в школе математиком, а мама преподает английский, сын в семье первый астроном". Дамир проявлял свои незаурядные умственные способности с раннего детства. В три года он уже вместе с мамой и ее подругой посещал планетарий, а в пять лет пошел в школу. Сейчас ему 15 лет, он учится уже в десятом классе. В Саранск Дамир переехал из Нижнего Новгорода, это решение принял сам. "Сын у меня очень самостоятельный, все важные решения принимает сам. Еще он очень серьезный, никогда не отвлекается от занятий. Накануне олимпиады звонил ему, а он скажет два слова и все: не мешай заниматься," — рассказал Фариз Гасымов. Бывают тройки, не бывает троечников Обычно в учреждениях, получивших то или иное почетное звание, сразу же появляется конкурс в несколько человек на место, но в республиканском лицее этого не произошло. Главное условие поступления — любовь к профильному предмету и его знание на хорошем уровне. "Ничего сверхъестественного нет. Все задания в рамках школьной программы. Кроме профильного предмета, ребята сдают тесты по русскому языку, чтобы педагоги могли оценить общий уровень владения, так как дети поступают из многонациональных регионов", — рассказала Наталья Каштанова. Есть и еще одно непременное условие — у будущего лицеиста должны быть "горящие глаза". Без этого в лицей просто невозможно поступить. Случается, что родители очень хотят перевести ребенка в образовательное учреждение, но у него самого нет желания. Опытные педагоги это отмечают сразу. Тем, кто действительно хочет учиться и прилагает к этому усилия, идут навстречу. Многие сдают тесты не с первой попытки, но не отчаиваются и приходят на следующий год. Такое упорство заметно сразу, и для таких школьников педагоги иногда могут делать исключения, принимая экзамены в незапланированный период. Не практикуют здесь и отчисления. Бывает, что у детей нет интереса к занятиям, но они это понимают и уходят сами. "На общем уровне такие дети чувствуют себя неполноценно и принимают решение вернуться в прежнюю школу. А некоторые ребята не готовы к самостоятельной жизни и начинают сильно скучать по дому", — добавила Наталья Николаевна. В лицее нет разделения на троечников и отличников. У детей могут быть удовлетворительные оценки даже не по одному предмету, но при этом они легко завоевывают призовые места на олимпиадах по своему профилю. Здесь действует главное правило — всегда считаться со своими воспитанниками, видеть в них состоявшихся взрослых людей. Ученикам остается одно — соответствовать.

"Главное — горящие глаза": кого принимает и выпускает "топовый" лицей в Саранске
© ТАСС