Хутор Черный Ерик — маленькая точка на карте в северо-западной части Славянского района Краснодарского края. По последним данным, его население — всего 442 человека. Несмотря на малое число жителей, на хуторе есть своя школа. И хотя в ней учатся всего 43 человека, а в некоторых классах и вовсе по одному ученику, она находится в числе 40 лучших образовательных учреждений края. Корреспондент ТАСС попытался узнать, в чем секрет успеха школы, пообщавшись с учителем, учеником и родителем. Максим Солодкий, учитель, 38 лет После учебы в пединституте в Славянске-на-Кубани и работе в нескольких школах и вузах я вернулся в то место, где родился, и в школу, в которой учился. Здесь я понял, как важно иметь корни. Не знаю, буду ли работать в дальнейшем в образовании, но отсюда уезжать не хочу — мои предки ведь тоже тут жили. А мой дом уже третий век видит. Построен еще при моей прабабке, которая была из очень богатой семьи. Мои предки кровью и потом эту землю поливали. По одной линии дедушка с бабушкой медалями награждены, по другой — дед-орденоносец, поэтому хочется только здесь жить. Был такой период, лет пять назад, когда школа оказалась в тридцатке худших учебных заведений края. Чтобы исправить ситуацию, организовали работу детей в лабораториях. К сожалению, речь не идет об оснащенных современным оборудованием помещениях, а, скорее, о рабочем пространстве. Если нет оборудования, что вы будете делать? Займетесь лингвистикой. Не хотите лингвистикой, займетесь математикой, статистикой, информатикой. Конечно, хотелось бы, чтобы каждый учитель имел соответствующую техническую возможность: химик получил химическую лабораторию, а биолог — биологическую. Но если этого нет, достаточно просто пространства. И желания. Когда все хотят чего-то добиться, есть результат. Помните психолога Говарда Гарднера, он придумал понятие "множественный интеллект"? Мы работаем по его схеме: тема научной работы подготовлена, ребенок в этой теме себя хорошо чувствует, выступает с ней на конференциях, защищается и занимает высокие места. А дальше ему просто нельзя в чем-то другом показать себя хуже. Мы один аспект вытянули, через него вытягиваем все остальное. Единственное, чего здесь не должно быть, — формализации. Как только вы все это формализуете, оно умрет. Должно быть меньше бумаг и больше творчества, времени для ребенка. Когда начали развивать работу учеников в лабораториях, школа поднялась в рейтинге. Теперь она в числе 40 лучших в крае. Когда вводишь новую систему, дети постепенно привыкают к новому ритму. Объяснение простое: ребенок не знает, что для него лучше, но когда он что-то стабильно делает, сперва через не хочу, то начинает замечать, что у него получается. Потом, когда приходит понимание успеха, его больше не нужно подталкивать. В какой-то момент он раскрывается и в рамках этой системы дает результат. Главное — понять, что именно нравится изучать ребенку. К примеру, он любит собирать марки. Значит, нужно писать исследование по филателии. У нас девочка писала работу по этой теме и заняла второе место на краевом конкурсе. Своими коллегами я очень горжусь. В школе работает десять человек, которые помимо знания предметов талантливы в стихосложении, рукоделии. Но самое главное, что коллектив сплоченный. А когда он такой, можно горы свернуть. Мы здесь своим примером доказываем, что и в малокомплектной школе можно прекрасно обучать детей. Саша Хоминич, единственный ученик в восьмом классе Когда-то нас было в классе трое, но потом остальные ребята уехали в города, я остался один. Сейчас дружу с семи- и девятиклассниками, а с одногодками общаюсь по интернету. Учиться мне не тяжело, несмотря на то, что приходится делать 100% домашних заданий. Если что-то не понимаешь, учитель всегда поможет, объяснит. Из уроков люблю физкультуру. С учителем вдвоем играем в настольный теннис. В прошлом году я ездил на районные соревнования, где взял четвертое место. Проиграл из-за старшеклассников, которые правил не знают, потому и выиграли. Когда на соревнованиях сверстники узнали, что я один в классе, конечно, были в шоке. Начали спрашивать: "Как ты вообще учишься?". Я отвечаю: "Нормально. Разница только в том, что тебе внимательнее объясняют". К обязательному участию в общественной жизни школы, когда других вариантов нет, я уже привык. Некоторые акции мне и самому нравятся. В прошлом году я провинился, и учителя в наказание запретили мне участвовать в акции "Бессмертный полк". Я ходил за ними по пятам, просил снять запрет, обещал исправиться. И слово свое сдержал: до конца учебного года вел себя хорошо. В школе все нравится. Поначалу меня хотели перевести в черноерковскую школу (Черноерковское сельское поселение — населенный пункт, в состав которого входит хутор. — Прим. ТАСС), которая в 15 километрах от нас, но там много детей в классах учится. Да и учителя там, говорят, плохо учат. И еще учителю там нужно внимание распределить между всеми, а здесь оно — мне одному. Любовь Камышанская, мать ученика пятого класса Вопрос, где будет учиться сын, не стоял — мы живем в 50 метрах от школы. Нам это очень удобно. Если он задержался в школе, через пять минут уже дома. А ближайшая школа, помимо этой, далеко. Везти туда ребенка — ежедневные транспортные расходы. Конечно, когда я вела ребенка в эту школу, у меня, как у любой матери, были свои страхи и сомнения. Думала: сможет ли он потянуть школьную программу? Может, он станет хуже других читать или писать? Было волнение, но оно в первую же неделю развеялось. В классе детей было трое, у них была первая учительница — всегда веселая, нарядная, уроки были как праздники. Сын с удовольствием шел на уроки, очень любил ее. В классе дети — одна семья, как и родители. Все друг друга знаем и, если есть какая-то проблема, обсуждаем сообща. Сами делаем в классе ремонты: назначаем день, приходим, стены красим, потолок, полы. В этом году я даже деньги не сдавала в школу, потому что краска, говорили, осталась еще с прошлого года. Я считаю, если ребенку не дано стать отличником, неважно, один он в классе или таких 30 человек. Даже если учитель на уроке все внимание уделяет только ему. Но у нас есть знакомые из городов и, когда приезжаю к ним в гости, они очень удивляются, как мало учеников у нас в классах. Завидуют: у вас настоящее индивидуальное образование, говорят.