Войти в почту

Не работа, а призвание: счастливые мгновения учительницы из Заполярья

МУРМАНСК, 5 окт – РИА Новости. День учителя в ряду профессиональных праздников стоит особняком: многих людей он возвращает в воспоминаниях в счастливую пору жизни – детство, а еще напоминает о тех, кто всегда готов протянуть руку помощи, предостеречь и направить, простить ошибки и не требовать многого взамен потраченного времени, титанических усилий и безмерного терпения — о наших педагогах. Учитель с большой буквы Преподаватель английского языка из мурманской гимназии №9 Наталья Кашафовна Галеева, чей пример вдохновил многих заполярных выпускников связать свою жизнь с педагогикой, признается, что уже 46 лет тщательно готовится к каждому уроку, не задумывается о том, сколько длится рабочий день, старается не ставить двоек, а самые счастливые моменты переживает во время урока, видя горящие глаза учеников. С именем Натальи Галеевой в Мурманске связано появление школы с углубленным изучением иностранных языков, основание музея истории полярных конвоев, множество международных проектов, но главное для многих – образ Учителя с большой буквы, для которого во все времена уважение к личности ученика является главной школьной ценностью. Северный характер Наталья Кашафовна родилась в Мурманске – ее родители приехали на Крайний Север по "папанинскому призыву" строить завод "Севморпуть". Она выбрала для себя другую миссию — воспитывала уже несколько поколений заполярных школьников. Говорят, север взращивает особую касту людей – с сильным характером, горячим сердцем и трепетной привязанностью к своему дому. Образование Наталья Галеева получила в Казанском пединституте. Поступила она в этот вуз по примеру сестры. К тому же, в Мурманске тогда учителей иностранных языков не готовили. Выпускница обычной средней школы из Заполярья преодолела огромный конкурс. И институтские преподаватели были поражены уровнем ее подготовки. "Мне очень нравилось заниматься иностранным языком. Я… в школе читала книги на английском, много самостоятельно занималась. Когда стала поступать в институт, мне задали вопрос: "Вы закончили специализированную школу с углубленным изучением английского языка?" Я говорю – я не знаю, что это такое", — вспоминает Наталья Кашафовна. Но с тех пор она загорелась идеей получше узнать, как работает школа "с углубленным английским" и создать такое учебное заведение в родном Мурманске. Поддержка со всей страны Отработав после института по распределению, Наталья Галеева вернулась в свой город, где вскоре началось строительство новой школы. Молодая учительница предложила организовать в новом учебном заведении углубленное преподавание английского. Идею энергичного педагога поддержали многие коллеги, в том числе и первый директор Виктор Мигун, преподававший физику, но понимавший, что "лирикам" очень нужна поддержка. Поддержали мурманчан и коллеги из других городов, прежде всего, из Архангельска и Москвы – поделились знаниями и опытом, кишиневские педагоги помогли с учебниками, которые в то время было трудно достать. Сегодня Наталья Кашафовна, как и много лет назад, уверена: иностранные языки помогают ее ученикам лучше ориентироваться в международном пространстве, знакомиться с шедеврами мировой литературы, легко, без посредников, общаться на любые темы. Много лет ее гимназисты принимают участие в международных проектах, которые также "выросли" из обычных школьных уроков английского. Обязанность согретого добром – помнить о нем Так случилось, что вместе с новой школой зародилось еще одно важное начинание – музей истории полярных конвоев. В конце 1980-х ветераны из Советского Союза и Великобритании щедро делились с мурманскими школьниками воспоминаниями о драматических страницах истории Великой Отечественной войны. "Было множество интересных встреч. Затем началась переписка учителей с ветеранами конвоев. Они приезжали к нам и останавливались в семьях учеников и учителей. Все делились воспоминаниями, рассказывали истории о войне – в каждой семье они есть. И когда скопилось достаточно материалов, мы решили открыть музей", — вспоминает Наталья Кашафовна. Позже были изданы книги воспоминаний, а экспозиция музея пополняется и сегодня – находятся новые истории, всплывают интересные факты, появляются неожиданные экспонаты. Летом этого года Генконсул Великобритании в Санкт-Петербурге Кит Аллан передал музею военные награды, в том числе медаль Ушакова и орден Британской империи, завещанные британским ветераном, участником полярных конвоев Питером Скиннером. Кавалер Ордена Британской империи, ветеран полярных конвоев долгое время переписывался с мурманским музеем и просил передать свои боевые награды именно сюда. Быть своеобразным "связистом поколений" Наталья Кашафовна тоже считает своей миссией. "Я очень люблю слова Искандера: "Право сделавшего добро – забыть об этом. Обязанность согретого добром – помнить об этом", — говорит мурманский педагог. Не работа, но призвание Наталья Кашафовна не любит выражение "работать учителем". В ее понимании слово "работа" в применении к педагогической деятельности не очень уместно, это миссия, призвание. Ведь учитель проживает рядом со своим учеником важный этап его жизни, помогает и поддерживает, учить рассуждать, анализировать и принимать решения. И тогда каждый самостоятельный шаг ученика, каждая выстраданная мысль становятся очень важной победой учителя. "Самый прекрасный момент в течение дня – это тот, когда я нахожусь на уроке. Когда я вижу заинтересованный взгляд детей, их радость в глазах, стремление узнать новое. Когда они подходят на перемене и спрашивают "а вы придете завтра?" — важнее ничего нет", — уверена преподаватель. Она и сегодня, спустя 46 лет после начала работы в школе, оттачивает свои знания языка, много читает по-английски и повторяет латынь. И несмотря на огромный, многолетний опыт, по-прежнему тщательно готовится к каждому уроку. "По-другому мне не позволяет моя совесть. Потому что я детей настраиваю – нужно к каждому уроку готовиться. Я как учитель тоже должна готовиться – это мое правило", — говорит Наталья Кашафовна. Скупа на "двойки" Единственное, на что скупится преподаватель английского языка Наталья Галеева, это на "двойки". Плохие отметки расстраивают ее не меньше, чем самих школьников. Поставить "двойку" легче всего, считает мурманский педагог, труднее, но гораздо важнее — помочь ученику, сделать так, чтобы он захотел узнать новое, вместе преодолеть трудности. "Когда ты к ребенку относишься с уважением, пониманием, а он обращается к тебе за помощью, это говорит о том, что ты у этого ребенка вызываешь доверие. И это такую ответственность накладывает!", — считает Наталья Кашафовна. Во все времена важно оставаться человеком. Эту мысль она взращивает в своих учениках, гордится ими и не соглашается с теми, кто критикует нынешнее поколение школьников. Как бы ни менялась современная школьная система, в центре ее всегда должен находиться ребенок, уважение к личности маленького человека, и именно его интересами должны руководствоваться любые реформы, уверена Наталья Кашафовна Галеева. А ученики ее гимназии в этом году ко Дню Учителя и 100-летию Мурманска создали свой памятник педагогам – "Берегиня": раскрытые ладони, с которых вот-вот вспорхнет птица, символизируют руки учителей, всегда готовых защитить и помочь взлететь. В 1994 году ЮНЕСКО провозгласила 5 октября Всемирным днем учителя. В этот день в 1966 году произошло важное для учителей событие: на межправительственной конференции в Париже ЮНЕСКО и Международная организация труда (МОТ) приняли рекомендации о положении учителей — первый международный документ о правовом статусе работников образования. В России с 1965 по 1994 годы День учителя праздновался в первое воскресенье октября. На основании указа президента России от 3 октября 1994 года День учителя отмечается 5 октября.