КРАСНОЯРСК, 1 июня. /Корр. ТАСС Виктор Хребтов/. Российские школьники научатся самостоятельно определять степень загрязнения почвы и вредность газировки. Для них ученые Сибирского федерального университета (СФУ) из Красноярска разработали лабораторный практикум по биологии со специально адаптированными для школьных занятий практическими работами, сообщили ТАСС в пресс-службе вуза. "Лабораторный практикум по биологии от ученых СФУ уже в новом учебном году может появиться в российских школах", - отметили в университете. По словам профессора СФУ Валентины Кратасюк, практикум, рассчитанный на учеников 5-11 классов, предусматривает два этапа изучения основ биологии. "В первой части - 35 лабораторных работ, которые "привязаны" к школьной программе. В простой и доступной форме в материалах практикума объяснено, что такое белок, фермент, явление биолюминесценции и почему светятся некоторые природные организмы: бактерии, медузы, светлячки, черви, грибы", - отметила она. Кратасюк рассказала, что вторая часть практикума - исследовательская. "Она предполагает проведение школьниками научных исследований. С помощью прибора-биолюминометра и реагентов "Энзимолюм" школьники смогут определить степень загрязнения снега, воды, почвы во дворе школы или на собственной даче, - пояснила профессор. - Можно по слюне установить степень физической усталости человека. Девочки из красноярских школ, где проходили тестовые испытания прибора и реагента, с удовольствием тестируют качество косметики. Неизменной популярностью у школьников пользуется лабораторная работа "Осторожно, газировка". По словам эксперта, реагент "Энзимолюм", который использован в практикуме, содержит ферменты светящихся бактерий, по степени свечения которых можно судить о присутствии вредных веществ как в окружающей среде, так и внутри организма. "Используя достаточно простой в обращении и недорогой прибор, созданный в лаборатории СФУ, школьники могут самостоятельно провести любые эксперименты", - объяснила она. Над созданием практикума работала группа ученых, аспирантов и студентов кафедры биофизики СФУ, которые еще несколько лет назад договорились сделать понятными для школьников научные разработки и, таким образом, вводить настоящую науку в школьные курсы. "В российских школах лабораторных работ, особенно с научной "начинкой", крайне мало. Между тем, только начиная с решения малых по объему и несложных научных задач, мы сможем подготовить будущих ученых", - подчеркнула Кратасюк. Проектом лабораторного практикума по биологии уже заинтересовались более 100 российских школ. Ученые готовятся с нового учебного года запустить его в массовое производство.