Войти в почту

Нижегородские власти ищут способы борьбы с контрафактом Правительство Нижегородской области обсуждает новые меры по снижению оборота контрафактного бензина в регионе, доля которого в этом году составила более 9%. Нижегородский региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний предложил областному минпрому внедрить систему добровольной сертификации автозаправок. Предполагается, что для получения сертификата владельцам АЗС придется обеспечить входной контроль топлива на каждой станции и получить паспорт на каждую партию бензина. Мелкие участники рынка полагают, что добровольная сертификация не поможет в борьбе с контрафактом, но приведет к росту нагрузки на бизнес. Проект системы добровольной сертификации АЗС представил в нижегородский минпромторг ее инициатор — региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний. Внедрение этой системы, по мнению инициаторов, позволит снизить оборот некачественного бензина на региональном рынке. Как пояснили „Ъ“ в ЦСМ, в первую очередь для прохождения добровольной сертификации владельцу автозаправок нужно будет установить систему входного контроля качества топлива, которая не допускает приемку суррогата, и привести заправку в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями. Кроме того, предусмотрено получение паспортов качества на каждую партию бензина и дизеля. Предполагается, что для добросовестных участников рынка, у которых уже есть соответствующая нормативам система контроля качества поступающего топлива, эта сертификация будет практически бесплатной. Владельцам же тех АЗС, где такой системы нет, придется потратиться, чтобы ее внедрить. Запустить систему в работу планируется после обсуждения с собственниками АЗС, экологами и обществом защиты прав потребителей, сообщили в областном минпроме. Обратить внимание на проблему контрафакта облправительство заставила статистика. По данным «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», в 2016 году общая емкость потребления нефтепродуктов в регионе составляла 1,3 млн т, из которых 10,2% дизельного топлива и бензина являются контрафактом. По оценкам экспертов, всего за прошлый год из-за поставок такого топлива государство недополучило 723 млн руб. акцизов. В первом полугодии 2017 года доля контрафакта в общем объеме потребления несколько снизилась и составила 9,2% из 612 тыс. т. Бюджет недополучил 306 млн руб. Негативную статистику отмечают и в комитете по экологии и природопользованию нижегородского заксобрания, представители которого с начала года проводят выборочную проверку областных АЗС вместе с общественными организациями. «Мы трижды выезжали с проверкой качества бензина: весной проверили шесть заправок, как сетевых, так и частных, потом еще пять и уже осенью — еще пять. В результате нарушения мы обнаружили в 40% взятых проб: в одних случаях были выявлены нарушения в качестве топлива, превышение концентрации некоторых веществ, а в других случаях характеристики бензина не соответствовали марке топлива, указанной в документах», — рассказал председатель комитета по экологии и природопользованию Нижегородской области Владислав Атмахов. По мнению господина Атмахова, внедрение системы добровольной сертификации может улучшить ситуацию на рынке, но полностью проблему можно решить только на федеральном уровне. «Если будет дополнительная система контроля качества, у заправщиков будет меньше желания нарушать законодательство. Например, те заправки, на которых мы выявили нарушения, теперь терпят убытки и в следующий раз хорошо подумают, стоит ли зарабатывать на некачественном топливе. Хотя, конечно, в первую очередь нужно бороться с выпуском некачественного топлива, но это — большая общегосударственная задача, на уровне региона же мы должны попытаться решить проблему с розницей», — рассуждает депутат. Участники рынка считают, что проблему с некачественным топливом нужно решать на уровне нефтебаз, поставляющих топливо на АЗС, а не в рознице. «Те, кто торгует контрафактом, продолжат это делать, а для добросовестного частного бизнеса это станет дополнительной нагрузкой. Все частные сети и так находятся на грани разорения из-за политики крупнейших нефтепереработчиков, а если мы будем для каждой партии входящего топлива вызывать за свой счет экспертов, то это обойдется бизнесу в серьезные суммы: по действующим тарифам ЦСМ входящий контроль одного сорта топлива в одной партии стоит ­15–20 тыс. руб., а в месяц осуществляется несколько поставок нескольких сортов топлива», — говорит заместитель генерального директора Нижегородской топливной ассоциации Николай Баранов. В ЦСМ соглашаются, что «нефтебазы (объемом от одной цистерны и более) являются неотъемлемой частью рынка моторного топлива»: «Нефтебазы по сути являются и производителями топлива, так как в процессе хранения неизбежно происходит изменение его физико-химического состава из-за смешивания с другими нефтепродуктами и окисления. С другой стороны, в автомобильные баки он поступает из бензоколонки, поэтому необходимо не допустить там его появления, независимо от того, на каком этапе топливо стало некачественным». В первую очередь некачественное топливо присутствует на АЗС, где не проводится регулярная зачистка резервуаров либо не обеспечено раздельное хранение партий, говорят в ЦСМ. Отметим, на федеральном уровне с некачественным топливом намерены бороться путем ужесточения ответственности за контрафакт — в Госдуму внесен соответствующий законопроект с изменениями в КОАП. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев ранее предлагал проверять качество бензина и дизеля на въезде в регион в железнодорожных цистернах и бензовозах. Анна Павлова

Топливный смотр
© Коммерсантъ в Нижнем Новгороде