Войти в почту

Поднебесная в Татарстане: куда уже проник китайский капитал?

Текущая неделя богата на события, посвященные сближению Китая и России. 14 сентября в Казань ожидается визит министра промышленности и торговли Дениса Мантурова и министра промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй. Основными площадками для укрепления экономических связей и обсуждения проблем должны стать II заседание Межправительственной Подкомиссии по сотрудничеству в области промышленности Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств и III Российский конгресс молодых предпринимателей. Проведение таких встреч на татарстанской площадке дает республике в очередной раз заявить о себе и предложить свои условия для инвесторов. ИА «Татар-информ» напоминает читателю, где и как сегодня представлен в Татарстане китайский капитал. Китайский Haier в Челнах: перспективы по расширению производства Нельзя сказать, что китайский инвестор масштабно вошел в республику. Это и понятно: специалисты отмечают, что предприниматели из Поднебесной подходят к выбору площадки для ведения бизнеса с осторожностью и более чем вдумчиво. С ними нужно играть «в долгую». Сегодня в республике одним из самых крупных проектов китайского происхождения является завод по производству бытовой техники фирмы Haier. В мае 2017 года в интервью ИА «Татар-информ» мэр города Набережные Челны Наиль Магдеев рассказал о том, что в ближайшее время на ТОСЭР (территория опережающего развития) планируется запуск промышленного парка, где будут размещены производственные мощности китайской компании. «Могу сказать, что сейчас ведутся переговоры с крупными инвесторами, которые собираются прийти вслед за китайской компанией Haiеr. В Набережных Челнах планирует запуск промышленного парка в 124 гектар, где будет размещена площадка по выпуску стиральных машин компании Haier и другое производство резидентов. С ТОСЭР мы в полной мере разворачиваемся, и в ближайшие годы количество компаний-резидентов увеличится. Мы находимся на правильном пути своего развития», – заявил он. По словам чиновника, на китайского инвестора положительно влияет опыт реализации предыдущих проектов. «Китайские партнеры, увидев нашу инфраструктуру, промышленные парки, их инженерную обеспеченность, хорошие дороги, общественную безопасность, естественно, готовы вступать со своим бизнесом в ТОСЭР- Набережные Челны», – добавил Магдеев Бугульма ведет переговоры с китайским инвестором Как сообщил в интервью ИА «Татар-информ» глава Бугульминского района РТ Линар Закиров, муниципалитет уже ведет работу по привлечению китайского капитала. «Мы ведем сейчас переговоры с нашими китайскими партнерами. У нас есть очень интересный проект по строительству завода по производству расходных медицинских материалов — системы, иглы, шприцы. Это очень интересная тема, потому что на сегодняшний день 75 процентов всех расходных материалов мы закупаем за рубежом. Практически все производство, которое было развито во времена Советского Союза, сегодня утеряно, поэтому китайские партнеры заинтересовались». Линар Закиров отмечает, что в данный момент идет поиск со-инвестора. Стоимость проекта – более трех с половиной миллиардов рублей. «Мы уже подготовили земельный участок, все необходимые сети, все технические условия тоже соблюдены, поэтому дело за малым — найти еще одного со-инвестора. Требуется привлечь 1 миллиард рублей, 2 миллиарда — с Китая, 1 — с нас», – говорит он. Отмечается, что при положительном итоге переговоров на производстве будет создано 845 рабочих мест. «С китайскими инвесторами и тяжело, и интересно. Когда ведешь переговоры с китайскими партнерами происходит такая ситуация: если ты сегодня с ними договорился и завтра идешь на подписание контракта, то на следующий день со стороны китайских партнеров все выглядит так, как будто вчера разговора не было, как будто все снова. Опять начинается длительная процедура переговоров, обсуждений. Видимо, это китайская философия, китайская мудрость — десять раз взвесить, один раз отрезать», – считает Линар Закиров. Международные логистические проекты Удобное географическое положение должно в будущем принести республике ощутимые плоды в виде участия в крупных международных логистических проектах. В ближайшее время планируется преступить к строительству высокоскоростной магистрали Москва – Казань, которая станет составной частью большого пути из столицы России в Пекин. Протяженность ВСМ составит порядка 770 км. Время в пути составит 3,5 часа. В апреле 2016 года ОАО «РЖД» сообщило о достигнутых договоренностях с китайской стороной касаемо финансирования проекта. «Согласно договоренностям, китайская сторона обеспечит предоставление акционерного финансирования для реализации проекта на участке Москва – Нижний Новгород в объеме, эквивалентном 52 млрд рублей (в долларах США), и дополнительном объеме 1 млрд долларов США для реализации проекта на участке Нижний Новгород – Казань. Кроме того, китайская сторона предоставит долговое финансирование в размере, эквивалентном 250 млрд рублей для участка Москва – Нижний Новгород и эквивалентном 150 млрд рублей для участка Нижний Новгород – Казань. Стороны обсудили возможность финансирования проекта как в долларах США, так и в юанях», – отмечалось в сообщении компании. В феврале 2017 года стало известно о том, что китайские специалисты разработают поезда для ВСМ, скорость которых сможет достигать до 400 км/ч. Сообщалось о проведении испытаний подвижного состава на участке ВСМ Пекин – Шеньян длиной 709 км. По мнению доцента кафедры международных отношений, мировой политики и зарубежного регионоведения КФУ Альберта Белоглазова, именно строительство ВСМ Москва – Казань стало причиной открытия в столице Татарстана Генконсульства КНР. «Китайцы решили начать строить дорогу с участка Москва – Казань, как самого быстро окупаемого, инфраструктурно насыщенного и удобного для строительства. С связи китайцы решили открыть в Казани Генконсульство. С весны там уже развернута работа. Консульство КНР здесь нужно потому, что достаточно большой отряд китайцев предполагается на строительстве: и инженерного, и рабочего состава. Так или иначе мы видим, что Татарстан здесь стал пилотным проектом важнейшего инфраструктурного мегапроекта Китая. Здесь уже его роль обозначена особо», – сказал эксперт. Помимо железнодорожного пути Россию и Китай должна связать платная автодорога. Проект международного транспортного коридора Европа – Западный Китай подразумевает под собой платную скоростную трассу, которая берет свое начало в Санкт-Петербурге и заканчивается в китайском порту Ляньюньган. Дорога должна пройти и по территории Татарстана. Сегодня уже идет строительство 297-километрового участка трассы Шали – Бавлы. Ожидается, что трасса соединит федеральные М5 и М7. Кроме того, в рамках строительства участка должен быть возведен мост через реку Каму. Проект очень перспективный для республики не только с точки зрения развития связей с Китаем, но и модернизации логистических сетей и дорожной инфраструктуры. Интересы в сельском хозяйстве и статусные визиты Впрочем, визит крупного китайского чиновника в республику не первый. В июле этого года Татарстан уже посетил министр сельского хозяйства КНР Хань Чанфу. Гость из Китая принял участие во «Всероссийском дне поля» и узнал об уровне развития аграрного сектора в регионе. Тогда для министра сельского хозяйства Китая была проведена экскурсия по предприятию с потенциалом экспорта продукции в Поднебесную. Хань Чанфу осмотрел производственные мощности ГК «Нэфис». Председатель совета директоров Казанского жирового комбината Дмитрий Самаренкин рассказал министру о том, что уже 300 компаний из Китая заинтересовались татарстанским продуктом и 10 вагонов уже поставили. Сумма поставок приблизилась к одному миллиону долларов. «Это очень современное большое предприятие. Надеемся, что у него будет больше успехов. Думаю, что сотрудничество между Китаем и Татарстаном очень перспективно, имеет большой потенциал и возможности. Я знаю, что это предприятие уже подписало контракт с китайскими компаниями. Думаю, что в будущем сотрудничество будет развиваться», — сказал Хань Чанфу, отвечая на вопрос журналиста ИА «Татар-информ» по итогам экскурсии. Задуматься об альтернативах турецкому направлению заставила отмена этой страной беспошлинного ввоза для российской пшеницы, подсолнечного масла и шрота, рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ» председатель совета директоров Казанского жирового комбината Дмитрий Самаренкин. «Китай для нас сейчас особенно интересен, потому что вы сами знаете, что произошло в декабре, когда турецкий рынок зерна и подсолнечника закрыли. Получилось, что мы три или четыре месяца не экспортировали продукцию. Соответственно для нас сегодня очень важен рынок Китая», — сказал он. Как отметил Самаренкин в КНР в этом году уже реализовано продукции на первый миллион долларов, принято заявок ещё на 5 млн долларов. Прокомментировал перспективы сотрудничества с КНР и гендиректор Казанского МЭЗа. По словам Михаила Сыровацкого, китайскую сторону волновал вопрос — добавляется ли пальмовое масло в майонез или нет. «Это был основной критерий, основной вопрос сегодняшней их экскурсии по нашему предприятию. Вы сами обратили внимание, что мы не добавляем пальмовое масло. Потому что неизвестно откуда оно приходит, наш организм его не усваивает. Даже Китай со своим населением думает о здоровой нации», — сказал он. Турпоток из Поднебесной и прямое авиасообщение В июне этого года в Татарстан прямым спецрейсом из Пекина прилетели 285 туристов. Стоит отметить, что билетов на самолет из Пекина в Казань в прямой продаже не было. Перелет был организован турфирмой и включается в турпакет. Согласно туристическому плану, гости из Китая должны были провести в Казани два дня, а после этого направиться в Москву и Санкт-Петербург. Этим же рейсом из Казани они возвращаются в Пекин. В столице Татарстана туристам представили основные достопримечательности города и республики, включая Казанский Кремль, мечети, православные храмы, остров-град Свияжск. Отмечалось, что стоимость путевки для китайского туриста составляет порядка 120 тысяч рублей. Минпромторг РТ: «Так, чтобы мы смогли наладить эффективную работу по промышленному сотрудничеству, мы пока сказать не можем...» Если говорить о реальной ситуации в сфере товарооборота, то здесь сегодня есть над чем работать. Признают это и в республиканском Минпромторге. Первый замминистра промышленности и торговли РТ Денис Валеев на конференции «Сотрудничество с Китаем как двигатель развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан», что прошла в Казани на прошлой неделе отметил, что одной из задач ведомства сегодня является развитие и укрепление промышленного сотрудничества с КНР. «Буду максимально откровенен. Поставки промышленной продукции из Республики Татарстан и России в Китай — это вызов, это на самом деле очень сложно. Сегодня Россия активно развивает поставки продовольствия и бытовых химических средств в Китай. Но так, чтобы мы смогли наладить эффективную работу по промышленному сотрудничеству, мы пока сказать не можем, это большая наша недоработка, которую мы пытаемся исправить в настоящий момент. Сегодня ключом является информация. Информация о том, что потребляет рынок в Китае, является ключом к тому, чем мы можем быть полезны этому рынку. Самое главное — это понять, что же нужно нашим китайским партнерам», — сказал Денис Валеев. В разговорах со специалистами и экспертами в области международной торговли часто приходится слышать, что китайский рынок непростой и требует особого подхода. Тот факт, что уже сегодня Китай, несмотря на свою медлительность и обстоятельность начал реализовывать свои проекты в Татарстане может говорить о том, что бизнес из Поднебесной усмотрел для себя удобные условия.

Поднебесная в Татарстане: куда уже проник китайский капитал?
© События