Далее:

Илон Маск Вельского уезда: что сделал бывший торговец нелегальной водкой из маленького города

Илон Маск Вельского уезда: что сделал бывший торговец нелегальной водкой из маленького города
Фото:
Эта история предпринимателя Сергея Пятовского из Архангельской области, который с нуля основал в городе «маленькую ИКЕЮ», а затем — один из крупнейших детских развлекательных центров в регионе. Автор текста — Владислав Моисеев.
Предприниматель из Вельска Сергей Пятовский в девяностые был известен как Серега Сникерс. Он нелегально торговал водкой и был типичным продуктом ранней романтической культуры российского предпринимательства. Но после того, как мать Пятовского чуть не посадили в тюрьму из-за его темных делишек, мятежный Сникерс всерьез задумался о жизни и полностью перезагрузил свой бизнес. Теперь у него собственная «маленькая ИКЕА», франшизный ресторан «Додо Пицца», детский парк развлечений «Динозаврия», куда съезжается половина Архангельской области, и репутация дурака, которому вечно везет. Одни только динозавры приносят Пятовскому 3,5 миллиона рублей в год чистой прибыли, но останавливаться на достигнутом он не собирается.
Фирма веников не вяжет
Чтобы понять уровень предпринимательской культуры города Вельска конца 90-х — начала нулевых, достаточно сочетания трех слов: и так сойдет. Накопив жирок в романтические постперестроечные годы, большинство бизнесменов либо уехали, либо остановились в развитии, либо оказались в лучших мирах. Никто особо не старался ради клиента, торговля просто куда-то шла неуверенной походкой.
Впервые Пятовский столкнулся с этой культурой, когда решил вставить в только что достроенный дом окна. В городе работала стекольная мастерская, но максимум, что там могли сделать — это отрезать кусок стекла.
— Ребята, а застеклите мне раму полностью. Я заплачу, просто возни всей этой не хочется, — сказал он стекольщикам. Его предложение они восприняли без энтузиазма. А когда Сергей поинтересовался, почему они не стеклят окна под ключ, ведь спрос на это в городе есть, ему сказали, что никому это не надо, да и вообще, и так сойдет.
Кое-как Пятовский вставил себе окна сам и вскоре поехал в Москву. Там он проходил мимо выставки «Мир стекла» в Экспоцентре и решил заглянуть. Он долго разглядывал изысканно нарезанные зеркала и думал, неужели в Вельске это и правда никому не нужно. Вернулся домой, пофантазировал и решил попробовать сделать так, как ему подсказывал внутренний голос — вопреки словам стекольщиков и здравого смысла. Он снял ангар в 300 квадратных метров, закупил несчастные штапики, гвоздики, стеклорезы, нанял людей, которые бы делали окно под ключ. Да, он понимал, что если клиент будет делать все сам — искать чертовы штапики, красить, вставлять, вбивать и тратить на это кучу времени и сил, — у него получится в пять раз дешевле. Но почему-то к Пятовскому резко потянулись люди — они готовы были платить за то, чтобы не мараться краской, не искать по городу расходники и просто получить готовое хорошее окно.
— Бизнес пошел в гору, и я решил расширяться, — рассказывает Сергей, — стал резать зеркала, остеклять столы и даже делать аквариумы. Впрочем, голые аквариумы сначала не пошли — ведь людям все равно потом надо было ехать в большой город за рыбками, камушками, водорослями. И тогда я решил, что аквариумы тоже надо продавать под ключ. Нашел оборудование, рыбок — и все это вместе стали покупать. За тысячу рублей простые аквариумы никто покупать не хотел, а за десять со всеми фильтрами, живностью и кораллами — покупали. Тогда я понял, что люди хотят не только аквариум, но и достойного к себе отношения. А еще я понял, что в моей жизни опять начинается та долгожданная движуха, без которой мне всегда было смертельно скучно.
Когда дело дошло до внутренней отделки дома, случилась ровно такая же история, что и с окнами. Пятовский носился по городу в поисках правильных саморезов. Достаточного количества нигде не было. Он спрашивал, почему не везут саморезы — для того, чтобы истыкать ими весь дом, ему нужно было десять коробок. Услышал то же самое, что от стекольщиков: «Это ты дурак просто, раз тебе надо». Но опыт с собственной стеклорезкой показал, что дела обстоят вовсе не так, как говорят конформисты. Так что Пятовский подумал и открыл большой магазин крепежа — там его было столько, что можно было чуть ли не нырнуть в бассейн с саморезами.
По мере того как достраивался дом, Сергей еще не раз столкнулся с той же историей. Он хотел купить и установить дверь, но дверь можно было только посмотреть в каталоге, а устанавливать надо было самому. Пятовский уже ни с кем не спорил — он давно понял, что нет смысла говорить о сервисе, нужно просто его делать. Вскоре он открыл гигантский по местным меркам выставочный зал дверей, их можно было купить без предзаказа и вместе с установкой. Раньше все ездили за дверями в Вологду — за сто километров. Теперь же никакого резона туда мотаться не было. Сергей захватил радиус в 150 километров, и теперь все ездили к нему. Оборот его магазина составлял до 4 миллионов в месяц, а конкуренты скрипели зубами.
И наконец, когда отделочные работы подошли к концу, Пятовскому оставалось только поставить забор вокруг дома. Он пришел на металлобазу, где все добывали себе заборы. Ему показали железные палки и сказали считать самому, сколько и чего нужно. «Да что такое!» — думал Пятовский, уезжая с металлобазы. Он ничего не понимал в заборах и даже думать не хотел о том, как считать металлические палки. Несложно догадаться, что вскоре он решил сделать большой парк заборов. Там можно было купить настоящий готовый забор, попробовать через него перелезть, чтобы протестировать эффективность против воров, и заказать установку. Он нанял целую бригаду, пригласил к ним специалиста, который рассказал о последних тенденциях в мире заборостроения, и дело пошло.
Все эти бизнесы оказались чертовски успешными. Оказалось, что рынок заборов, окон и дверей просто находился в анабиозе: например, пенсионеры с зашитыми в матрас кубышками воздерживались от новых заборов и окон не по причине бедности, а потому что им просто тяжело самим ездить на металлобазу и бегать за многострадальными штапиками, но легко заплатить тем, кто сделает все в лучшем виде. Огромный сегмент рынка просто был не охвачен в силу того, что предложение безответственно относилось к спросу. В результате стекольная мастерская, где Пятовский заказывал себе окна, закрылась, торговцы дверями разорились. А тем, кто выжил, пришлось соответствовать уровню конкуренции. Вскоре Пятовский открыл магазин столов и стульев, начал продавать интерьеры, его обороты исчислялись миллионами в месяц. В конце концов он сделал своеобразную вельскую «Икею» и постоянно держал конкурентов в напряжении.
Сергей называет это моделью «Магнита». Если открыть огромный супермаркет, где есть все, рядом с унылым ларьком, то ларек непременно закроется, а все покупатели потянутся в супермаркет. Но Пятовский не просто хотел денег. Он хотел показать, как нужно делать бизнес. Ему нравилось задирать планку, среда брала его на слабо, он велся. Не то чтобы ему сильно льстило быть локомотивом предпринимательской культуры, но он пытался доказать, что воплощать даже самые дикие фантазии, казалось бы, несовместимые с образом маленького провинциального городка, — это круто и прибыльно.
«Мерзкие твари»
2013 год. Пятовский едет на юг с новой женой и ребенком. Перезагрузка семейной жизни вывела его из депрессии, бизнесы радовали и приносили хорошие деньги, можно считать, что жизнь удалась. Сергей жарился на пляже, наблюдал, как сын бегает по детскому лабиринту, и высчитывал маржу фотографа с обезьянкой, который вяло бродил по пляжу и предлагал запечатлеть «этот счастливый момент».
Вы, наверное, уже догадываетесь, что было дальше. Никаких лабиринтов в Вельске не наблюдалось, там сыну бегать было негде. Пятовский вернулся в гостиницу и задумался: все его семейные знакомые постоянно бубнили, что с детьми развлечься негде, пойти некуда. Он и сам периодически ворчал по этому поводу. Как-то раз он пришел в детский сад к ребенку и увидел, как на празднике воспитатель включает и выключает свет. Пятовский спросил, что происходит, и получил простой ответ: «Это светомузыка». В целом эта история неплохо характеризовала уровень рекреационной инфраструктуры в городе. Круче только торжественное открытие вкопанных в землю покрышек на детской площадке.
Пятовский задумался, а не сделать ли в Вельске такой же лабиринт, как на пляже. Вот только просто лабиринт — это как-то куце: к нему не мешало бы добавить кафе, другие аттракционы, а раз так — то получается уже детский развлекательный центр. Но зачем? Денег ведь уже и так предостаточно. Этот вопрос волновал Пятовского меньше всего. Запал делать что-то просто потому, что хочется и можется, — он еще никуда не делся. Прямо на отдыхе Сергей нашел сайт Vtorio для профессионалов индустрии развлечений и начал ходить по форуму и расспрашивать, как построить «диснейленд» в маленьком городке. Через сайт он вышел на компанию, производившую огромных танцующих динозавров, которых раскупали детские центры. И это была любовь с первого взгляда. Пятовский подумал, что Микки Маус не вечен, мода на всякого рода «маш и медведей» меняется, как направление ветра, и только эти очаровательные мерзкие твари всех нас переживут.
С юга Пятовский возвращался одухотворенным. У него было 5 миллионов, и этого, разумеется, не хватало для «диснейленда» с динозаврами. Но его это нисколько не смущало: если есть цель, средства найдутся. Разумеется, он не думал об этом проекте как о благотворительности — его вельский «диснэйленд» должен был приносить деньги и отбивать инвестиции. Потратить нужно было порядка 10 миллионов на перестройку здания, покупку динозавров и аттракционов, ремонт и промо. На те же 10 миллионов можно было открыть два суши-ресторана или купить две квартиры в Москве, но Пятовскому это было неинтересно. Большие понтовые машины у него уже давно стояли под окном, дом построен, дерево посажено, сын растет, и он чувствовал, что к нему подбирается тошнотворное, как вкус арахиса, пресыщение и скука.
Первые же попытки поделиться своей идеей с друзьями имели закономерный результат: ему несколько раз уверенно повторили, что он дурак. Какие динозавры в маленьком городке, где мухи дохнут от скуки? Сергей расстроился, задумался и слегка притормозил.
Но у Пятовского был и план Б: он давно следил за блогом Федора Овчинникова, молодого парня из Сыктывкара, основателя теперь уже международной, а тогда еще всероссийской сети «Додо-пицца». Для Пятовского это было своеобразное медитативное расслабление и вечерняя молитва. Ему казалось, что они с Федором мыслят похоже, и в какой-то момент он решил купить франшизу и открыть пиццерию в Вельске. Пятовский отправился к Овчинникову, они познакомились, понравились друг другу, но Федор сказал, что продавать франшизу в такой маленький городок — это пока не приоритетная задача. Пятовский, конечно, расстроился. Маленький городок, слишком рискованно — он уже все это слышал, когда рассказывал знакомым про динозавров. Очевидно, среда опять брала его на слабо, и он опять повелся. Пятовский вернулся в Вельск и начал действовать.
Разбежавшись, прыгнул со скалы
Когда человек впервые прыгает с парашютом, часто так случается, что в последний момент в самолете он идет в отказ, хватается за кресло и отказывается покидать борт. Инструкторы в таких случаях практикуют очень простое решение: они просто пинком выталкивают своих подопечных, и те отправляются в полет. Едва почувствовав в душе нерешительность парашютиста, Пятовский решил сам себя выпихнуть из самолета. Он зашел на сайт Vtorio, созвонился с модератором и сообщил, что хочет вести блог о том, как он строит свой развлекательный центр. Ему дали добро, и он сделал следующую запись:
Сергей 1972:
Дорогие друзья!
Хочу обратиться к вам с деловым предложением, которое для кого-то, возможно, покажется экстравагантным, для кого-то слишком смелым, а кому-то придется по душе. Прежде чем я начну излагать свою идею, давайте знакомиться. Меня зовут Сергей Пятовский, я предприниматель из города Вельска Архангельской области. Это старинный город с населением 30 тысяч человек, благодаря выгодному географическому положению и транспортной инфраструктуре он является деловым, торговым и культурным центром Важского региона (Поважья), включающего в себя обширную территорию пяти соседних районов Архангельской и Вологодской областей с общей численностью жителей примерно 100 тысяч человек.
Сам я до недавних пор занимался малым бизнесом, связанным в основном со строительными материалами и мебелью, но в последнее время заинтересовался более креативными проектами, и, в частности, связанными с индустрией развлечений. Последние полгода достаточно подробно изучаю это направление (в том числе и благодаря сайту vtorio.com), посещаю различные выставки и иные мероприятия, связанные с организацией отдыха для детей. Сделал для себя вывод, что для малых городов с населением в 20–50 тысяч жителей тематические детские развлекательные центры — это практически неизвестная тема, и соответствующего опыта нет ни у кого.
Накопив необходимую информацию, я решил приступить к реализации в 2014 году совершенного нового для нас проекта — открытия в городе Вельске тематического детского развлекательного центра «Динозаврия». Предполагается, что он станет межрайонным (региональным) «мини-диснейлендом» и любимым местом семейного отдыха, куда по выходным будут приходить не только жители Вельска, но и приезжать на весь день гости со всего Поважья. Дополнительным плюсом является то, что детский развлекательный комплекс будет располагаться по соседству с популярными торговыми центрами.
Что я планирую
На данный момент под этот проект у меня выделено помещение площадью 380 кв. метров при торговом центре «Сервантос», и есть возможность расширять эти площади. На начальном этапе я предполагаю там сделать:
Уникальный интерьер с доисторической средой обитания « оживших» динозавров, сменой природных явлений и времени суток, различными световыми и звуковыми стереоэффектами.
Детскую игровую зону с развлекательной комнатой, мини-симуляторами и мини-каруселями, лабиринтом, комнатой видеоигр, а также детским развивающим комплексом для малышей.
Кафе, комнату именинника, ориентированную на проведение различных праздников, тематических вечеров, иных коллективных торжеств.
Зал-трансформер который может использоваться как кинотеатр для демонстрации научно-популярных, познавательных, художественных и мультипликационных фильмов о динозаврах и древней истории Земли, а также как караоке-клуб, детский спорт-бар или место для проведения концертов и других развлекательных мероприятий.
Вне зависимости от данного проекта по соседству в этом же здании мы открываем фотостудию со своей фотошколой, а на прилегающей, открытой территории — детский автогородок площадью 800 м2, что, как мы полагаем, будет дополнительно способствовать посещаемости развлекательного центра «Динозаврия».
Мы намереваемся поставить, как нам кажется, уникальный эксперимент. Я приглашаю всех желающих, которым интересна тема создания подобных детских развлекательных центров в таких же малых городах, как наш Вельск, внимательно следить за реализацией нашего проекта от «нулевого цикла» и до полного его завершения…
Присоединяйтесь!
Обратного пути уже не было. Чтобы окончательно решиться, Пятовскому нужно было прыгнуть из самолета, и он это сделал. Эта ветка форума быстро набрала почти полторы тысячи просмотров — не так уж и много, но для Пятовского это имело колоссальное значение. Он щепетильно относился ко всем комментариям и подробно рассказывал о каждом этапе строительства. Разумеется, форумчане тут же запаслись попкорном и стали внимательно следить за тем, как близко к солнцу подлетит Икар перед тем, как жахнется обо что-нибудь твердое.
romm: Повезло жителям Поважья, что у них есть такой благотворитель. Проект не окупится никогда. Но с помощью вашего действующего бизнеса он будет поддерживаться на радость всем, принося Вам моральное удовлетворение и благодарность.
В ответ Пятовский написал огромный пост с заголовком: «ПРОЕКТ НЕ ОКУПИТСЯ НИКОГДА!» Он слышал все это бесчисленное количество раз, и просто рассказал на форуме о том, как сделал все свои актуальные бизнесы именно вопреки очевидной логике окупаемости. Его уверенность в себе и легкая форма безбашенности заражали, постепенно армия фанатов росла и в конце концов победила диверсионные отряды скептиков и хэйтеров.
Продолжение читайте 25 августа.
Оставить комментарий