Народные промыслы России защитят товарным знаком
EPA/MAXIM SHIPENKOV Москва, 8 августа - "Вести.Экономика". Ассоциация участников рынка артиндустрии (АУРА) и Национальный союз народных художественных промыслов (НСХП) обратились в Минпромторг с предложением зарегистрировать в качестве товарных знаков графические элементы, характерные для русских народных промыслов, сообщают "Известия". Сейчас отдельные названия - "Гжель", "Хохлома", "Жостово" - зарегистрированы в качестве наименования места происхождения товара. Однако, по словам авторов инициативы, эта регистрация не позволяет действенно бороться с контрафактом, поэтому возникла идея зарегистрировать в качестве товарных знаков узнаваемые изобразительные элементы. Речь идет о регистрации товарных знаков для ряда народных промыслов: жостовских подносов, павловопосадских платков, хохломской росписи, холуйской миниатюры и т. д. АУРА и НСХП предложили зарегистрировать право на товарные знаки на государство в лице Минпромторга, рассказала "Известиям" президент АУРА Ирина Егорова. В Минпромторге отказались от комментариев. В мае президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области, состоявшейся 18 апреля. В частности, правительству было дано поручение разработать "дорожную карту", обеспечивающую "сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел". В том числе кабмину поручено создать условия для увеличения закупок юридическими лицами "изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в установленном порядке". По словам Ирины Егоровой, регистрация торговых знаков обеспечит механизмы для эффективной борьбы с контрафактом. "Будут основания для предъявления претензий тем, кто незаконно выпускает продукцию. К сожалению, пока на таможне нет барьеров, и такие товары приходят из Китая и Турции. После регистрации таможня сможет не пускать продукцию, сходную до степени смешения", - отметила она. Компании, желающие использовать элементы, свойственные определенным народным промыслам, должны будут приобрести лицензию. Доход от роялти может составить 300-500 млн руб. в год, подсчитали в АУРА и НСХП. "Производителям сейчас выгодно использовать при оформлении продукции народные мотивы, которые подчеркивают "русскость" продукта, формируют доверие к нему. Но эти художественные особенности никак не защищены и принадлежат всем и никому. Кто-то скачивает из интернета и нарушает права конкретных авторов, кто-то нанимает дизайнеров. И таким образом особенности и смысл промысла размываются в сознании потребителей", - считает Егорова. В федеральный перечень организаций народно-художественных промыслов включены 79 предприятий из 34 субъектов Российской Федерации. В прошлом году консолидированная поддержка отрасли составила более 1 млрд руб., из которых 15% приходится на долю региональных бюджетов.