Войти в почту

Завод построили на месте рощи, где бедная Лиза собирала цветы

2 августа 1916 года в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка легендарного завода имени Ивана Лихачева. Сегодня ему исполнился бы 101 год. Историк Олег Василик рассказал «ВМ» несколько интересных фактов о ЗИЛе.Задумка строительства этого головного предприятия крупного объединения автомобильной промышленности появилась еще в царской России. — На ЗИЛе была улица, которая называлась Тюфелева роща, — говорит Олег Василик. — Понятное дело, что рощи там давно уже никакой нет, но ее название упоминается еще со времен царя Алексея Михайловича Романова, и на этом месте находилось охотничье угодье. Важно отметить, что к концу восемнадцатого века оно стало местом загородного гулянья москвичей, а ближе к станции метро «Автозаводская» там раньше еще и прудик был. Именно этот прудик упоминается в повести Николая Карамзина «Бедная Лиза» как место утопления. В роще же Лиза собирала цветы. Позже эта территория принадлежала близкому другу Александра Сергеевича Пушкина Павлу Нащокину. — Во владении бывал и сам Александр Сергеевич, — продолжает историк.— Но позже это место превратилось в окраину, и на нем логично было разместить завод. И для удобства подвели линию железной дороги, которая так и называлась— Лизина ветка. За счет этой ветки на территории расположилось много заводов. Был даже завод предпринимателя Александра Бари, у которого главным инженером работал Владимир Шухов. Сам же ЗИЛ появился по причине нехватки в стране автомобильного транспорта и грузовиков. — Тогда-то меценаты Рябушинские и занялись его постройкой по лицензии итальянской компании Фиат, — говорит Олег Василик. — В 1916 году был подписан контракт с царским правительством на выпуск грузовиков, однако Февральская революция 1917 года нарушила планы выпуска, поэтому вместо двух с половиной тысяч в течение 1917 года было выпущено всего 432 автомобиля. Но в итоге постепенно серийное производство было налажено. 1 октября 1931 года заводу было присвоено имя Иосифа Сталина, сокращенно — ЗИС. И только в 1956 году, когда умер директор Московского автомобильного завода Иван Лихачев, и одновременно Никита Сергеевич Хрущев занимался развенчанием культа Сталина, завод получил привычное нам название— ЗИЛ. Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Завод построили на месте рощи, где бедная Лиза собирала цветы
© Вечерняя Москва