Власти молчали о продуктовых карточках три месяца. В феврале об их введении заявляли в Минпромторге, и тогда было много критики. Сейчас в министерстве сообщили, что программу продуктовой помощи поддержал Минфин. Основные принципы, судя по всему, не изменились. Минпромторг планирует, что неимущим гражданам будут начислять специальные баллы на карточки «Мир». На эти баллы можно будет купить продукты российского производства, скорее всего, овощи, мясо, рыбу. Свежие и скоропортящиеся. Никаких круп, консервов и, разумеется, сигарет и алкоголя. Оплатит все это бюджет. Но пока неизвестно, кто будет получать помощь, по каким критериям ее будут выделять. А еще есть важный политический момент, замечает
бывший министр экономики Андрей Нечаев:
«Я думаю, что на эти талоны нужно будет, хотя это, конечно, унизительно, ввести заявительный характер. То есть не автоматически человек будет их получать, а подав соответствующее заявление. С пропагандистской точки зрения, конечно, эта мера выглядит весьма ущербно и унизительно с учетом того пропагандистского потока, что экономика России вышла из кризиса. Но если мы все-таки думаем не о пропаганде, а о людях, то это мера вполне нормальная и дееспособная».
Сторонники программы обычно ссылаются на США: вроде крупнейшая экономика мира, а тоже использует продуктовые карточки. Более того, продовольственную помощь получают более 40 миллионов американцев, то есть каждый седьмой житель. У нас планируется выдавать продукты на 1 400 рублей в месяц (24 доллара по курсу). В Штатах по программе Food-Stamps на человека — 126 долларов. Но самое забавное, что противники карточек тоже ссылаются на США. Ибо доброе дело обросло коррупцией и мошенничеством. Жители скрывают доходы, чтобы получать помощь, вступают в сговор с продавцами и обналичивают талоны. В Америке на них тоже нельзя купить алкоголь. О'кей. Неимущие берут по карточкам провизию, а спиртное покупают на освободившиеся средства. Имеют, конечно, право. Только пользы получается немного. Вообще, внедряя такую программу, нужно быть очень бдительным, говорит
московская пенсионерка Нина Валентиновна:
«Мне кажется, что это надо все продумать и давать не всем подряд. У нас есть одинокие пенсионеры, которые живут, как богатеи. Они живут одни в квартире, а дети, как миллионеры, но они все равно, извините за выражение, все «хапают». Поэтому надо подходить к этому вопросу очень обособленно».
Критики отмечали, что особую выгоду от программы могут получить торговые сети. Ведь вряд ли баллы с карточки «Мир» смогут списать на обычном региональном рынке, там, где весы с гирьками. Очень важно, смогут ли граждане получить обычные продукты с полки магазина, или же для них будут выставлять товары отдельно. Тогда, вполне вероятно, встанет очень неприятный вопрос о качестве. Есть предположение, что граждане найдут способ обналичить баллы. Первое, что приходит в голову, — получить пару кило помидоров и продать за углом. Разве что оставив парочку на закуску. Еще вопрос: сможет ли воспользоваться картой другой человек? В голове рождается картина, как ушлый внучок обходит с россыпью карт магазины, затовариваясь для мифической обездвиженной бабушки. Но вполне вероятно, что программа поддержит аграриев. И, конечно, кому-то из нуждающихся она действительно поможет. Чем не основание потратить 300 млрд?