«Мы работаем в сказке»: сотрудники ВДНХ — о том, как меняется главная выставка страны

ВДНХ, как актриса, всегда при параде: встречает гостей нарядными отреставрированными павильонами, изобилием роз и фонтанами со световым шоу. Чтобы этот спектакль состоялся, по ту сторону сцены находятся люди, которые вовремя оповещают посетителей о новых выставках и фестивалях, придумывают экскурсии и харизматично их преподносят, разбивают цветники в определенной последовательности и следят за восстановлением исторического облика зданий.

«Мы работаем в сказке»: сотрудники ВДНХ — о том, как меняется главная выставка страны
© Mos.ru

В эти выходные ВДНХ подготовила для гостей разнообразную праздничную программу, посвященную своему 84-летию. Ко дню рождения главной выставки страны рассказываем о ее сотрудниках, а также о том, почему цветы у главного входа ярче, как архитекторы нашли керамического поросенка и кто посадил первый каштан на аллее Космонавтов.

С заботой о гостях и птенцах

Если театр начинается с вешалки, то ВДНХ — с информационного центра. Его основной офис находится в арке главного входа, еще два — в павильоне № 16 («Гидрометслужба») и у ракеты на площади Промышленности. Именно сюда заходят посетители, особенно те, кто впервые оказался на выставке.

«Самый частый вопрос: “Как увидеть максимум за два часа?” Рекомендуем прогуляться до павильона “Космос”, а по пути полюбоваться архитектурой, внутренним убранством зданий, выполненным в стилистике бывших советских республик, и, конечно, фонтанами», — говорит старший администратор инфоцентра Светлана Санахчан.

Впервые она оказалась на ВДНХ в раннем детстве с родителями. Помнит, как вся семья фотографировалась на фоне «Дружбы народов»: в советское время такой снимок мечтал сделать, наверное, каждый.

«С тех пор ВДНХ для меня — фонтаны. Когда я оказалась здесь уже взрослой, это был 2009 год. Почти ничего из того, что я запомнила с детства, не осталось. Выставка превратилась в рынок. Фонтаны находились в аварийном состоянии, а те 14, что идут вдоль главной аллеи, вообще не работали. А сегодня наконец я вижу ВДНХ во всей красе!» — рассказывает собеседница mos.ru.

На работу в инфоцентр ее пригласили знакомые шесть лет назад, когда он только открылся. Тогда никто из коллег толком не знал, какой должна быть справочная служба, и Светлана Санахчан, по сути, писала собственный сценарий.

Каждый день старший администратор обходит филиалы инфоцентра, проверяет, есть ли на стойках карты и листовки с информацией о текущих мероприятиях, как одеты сотрудники. «Они должны носить белые рубашки и черные классические брюки, а также шарфики и значки с логотипами ВДНХ», — уточняет Светлана Санахчан.

Еще важно ежедневно удивлять гостей выставки чем-то новым. Например, с 21 по 23 июля работники инфоцентра зазывали гостей на фестиваль Кремлевской школы верховой езды, который проходил на выводном кругу (ипподроме).

Впрочем, бывает, сами посетители удивляют сотрудников инфоцентра.

«Однажды к нам обратился мужчина, состоящий в движении люкоманов, которые коллекционируют фотографии старинных канализационных крышек. Он показал карту люков сталинских времен с логотипом ВДНХ и спросил, как к ним пройти. Мои коллеги и такое должны знать!» — вспоминает сотрудница инфоцентра.

Часто в инфоцентр приносят птенцов чаек, выпавших из гнезд с крыш павильонов. В таких случаях сотрудники службы звонят в Мосприроду и просят забрать птиц на искусственное вскармливание: если к ним прикоснется человек, мать откажется их воспитывать. После того как подобные истории стали повторяться, Светлана Санахчан и ее подчиненные предупреждают посетителей: не трогайте птенцов, чайки сами разберутся со своими детьми!

«В моей команде нет безразличных людей. Ведь мы работаем в сказке. Наша задача — любить все это, радоваться и передавать радость гостям», — отмечает Светлана Санахчан.

Более 257 тысяч человек посетили павильон «Макет Москвы» за полгодаКрасавицы на реставрации: как восстанавливают скульптуры фонтана «Дружба народов»

Живое богатство выставки

Буйство цветов, пожалуй, первое, что бросается в глаза гостям выставки весной и летом. Особенно выделяются алые розы сорта «сатчмо», которые начали высаживать вдоль Главной аллеи еще полвека назад. Последние 12 лет ландшафтным дизайном на ВДНХ занимается обладательница цветочного имени — Лилия Харитонова.

«Я родом из Сибири. Лет с пяти ежегодно приезжала с родителями в Москву, и первым делом мы шли на ВДНХ. Запомнился павильон “Космос”: там стояли аттракционы-луноходы, которые начинали двигаться при нажатии кнопки. Еще впечатлили лошади в секторе “Животноводство”: одни — арабские скакуны, грациозные, с тонкими и длинными ногами, а другие — советские тяжеловозы с короткими и мощными… В 2008-м я попала сюда на практику и окончательно поняла, что выставка — родное место для меня», — рассказывает собеседница mos.ru.

При участии Лилии Харитоновой ландшафту вернули исторический вид. Восстановить картинку помогли сотрудники ВДНХ, которые трудятся здесь чуть ли не со дня основания выставки.

«Одна женщина работает у нас 48 лет, другая — 41. Была сотрудница, которая поступила сюда 16-летней девчонкой в 1939-м и в 88 лет еще трудилась! Эти люди запомнили, как выглядел ландшафт раньше, сохранили фотографии. Кроме того, мы обратились к архивам», — говорит собеседница mos.ru.

В частности, восстановили цветники из роз, вензеля и арабески из цветочных культур и декоративного кустарника, которые окружают фонтаны вдоль Главной аллеи. Правда, по словам Лилии Харитоновой, в советские годы эти фигуры располагались по-другому. Сейчас их решили перенести к самим фонтанам, образовав декоративную ограду, чтобы посетители не пытались в жаркие дни забираться под струи воды.

«Мы использовали современные тенденции в ландшафтной архитектуре. Например, в советское время садово-парковая планировка не была композиционно целостной, а сейчас удалось достичь гармоничности ландшафтных решений с акцентами на торжественность и значимость центральной части и исторических павильонов. В основном мы делаем упор на растения, которые традиционно высаживали на ВДНХ. В наших широтах небольшой ассортимент красиво цветущих кустарников, в первую очередь это розы. Потом — разные сорта сирени, которая ассоциируется с приходом весны. Еще у нас много стриженых зеленых изгородей. Они всегда использовались на ВДНХ и позволяют задавать структуру посадкам, обрамляют цветники», — объясняет Лилия Харитонова.

Сотрудники выставки не хотели, чтобы цветочное оформление перетягивало на себя все внимание посетителей, перебивая оригинальность павильонов. Наоборот, цветы должны были подчеркнуть их красоту и сохранить перспективу.

«Ближе к центральным павильонам мы усиливаем цветовую насыщенность, высаживая растения яркой окраски, обрамляя, выделяя объекты, которые надо посмотреть в первую очередь. Чтобы цветники наполняли территорию ВДНХ не только яркими красками, а еще и благоуханием, мы добавили растения с приятным ароматом. В цветниках появились алиссум, шалфей, лилии, флоксы, розы», — подчеркивает собеседница mos.ru.

Ландшафтный архитектор ежедневно следит за автополивом, разнообразием и состоянием цветников, пополняет коллекцию сирени, заботливо омолаживает старую, выращенную еще советским селекционером Леонидом Колесниковым, разрабатывает план цветочного оформления, продумывает, что посадить следующей весной, заказывает у поставщиков саженцы. С ее подачи на ВДНХ высадили около 35 тысяч роз.

В ближайших планах — создать топиарный сад, где каждое дерево выстрижено в виде скульптуры. «На это уйдет от трех до пяти лет», — уточняет Лилия Харитонова.

«Белый медведь», «аспирин» и «помпонелла»: какие еще сорта роз можно увидеть на ВДНХСвыше миллиона цветов распустится этой весной на ВДНХ

Как в детстве

Павильоны — главные действующие лица ВДНХ, ради них сюда съезжаются со всей России. Долгие годы они ветшали, подвергались переделке и утратили свой первоначальный облик. Сегодня реставраторы восстанавливают малейшие детали — вплоть до узоров на одежде статуй. За процесс отвечает Анна Горячева, главный архитектор-историк.

«Приятно, когда пожилые люди говорят: “Я приезжал на ВДНХ 60 лет назад, а теперь здесь все так же, как в моем детстве”. Ведь мы возвращаем павильонам тот вид, который сложился к 1954 году, в период расцвета выставки. Именно тогда большинство зданий приобрело привычный нам облик. При их строительстве применяли экспериментальные технологии, а также сложные техники декоративного оформления, чтобы показать все достижения советского народа», — говорит Анна Горячева.

По ее словам, многие элементы декора за долгие годы были утрачены полностью, их приходится воссоздавать с нуля. Для Анны Горячевой как архитектора это вызов.

«В данный момент мы восстанавливаем скульптуры при входе в павильон “Узбекистан” (“Советская культура”). Это чабан-каракулевод и сборщица хлопка, юбку и рукава которой украшает национальный узор. Сложность в том, что он был плохо виден на фото. Я пыталась найти похожий рисунок на узбекских тканях тех времен, ходила в библиотеку Музея Востока, но все напрасно. Тогда зашла с другой стороны: кто скульптор? Оказалось, Зинаида Снигирь. Исследовав ее биографию, выяснила, что она воплотила стилизованный узор по узбекским мотивам. А потом нашлась и четкая фотография, подтвердившая наши предположения. Теперь будем воссоздавать авторский стиль Снигирь», — рассказывает собеседница mos.ru.

Предстояло создать заново и керамических поросят в интерьерном фонтане возле павильона «Мясная промышленность», который сотрудники ВДНХ называют между собой «Главмясо». На архивных фото обнаружилось всего четверо животных, но Анна Горячева и ее коллеги настояли на пятом поросенке. «Нам удалось найти фотографию, где за фонтаном стоит зеркало, а в нем отражается пятая поросячья голова», — объясняет она.

Еще архитекторы работают, в частности, над павильонами № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье»), № 59 «Зерно» (бывший Московской области), № 518 кафе «Лето», № 64 «Оптика» (бывший Ленинграда и Северо-Запада) и № 8 «Юные натуралисты».

«Каждое здание, которое мы реставрируем, сразу же становится любимым», — признается собеседница mos.ru.

Фасаду павильона № 15 «Радиоэлектроника и связь» на ВДНХ вернули белокаменную облицовкуКлассический метод: как воссоздают скульптуры павильона «Советская культура» на ВДНХ

Дедушкина медаль и скамейка-бабушка

Начальник отдела экскурсионного обслуживания ВДНХ Маргарита Петренко пришла сюда почти 10 лет назад. Она живет на Сельскохозяйственной улице и часто гуляла по выставке с ребенком. Однажды услышала о курсах для экскурсоводов и решила попробовать.

«По образованию я педагог-филолог, но работать доводилось в разных местах. А тут подумала: рядом с домом, памятник архитектуры, 49 объектов культурного наследия», — вспоминает собеседница mos.ru.

В самом начале экскурсионной деятельности Маргарита Петренко разбирала шкаф в квартире и нашла серебряную медаль дедушки, который был авиаконструктором, работал с самим Туполевым и участвовал в поставке модели самолета к павильону «Космос», за что ему подарили ковер. «Я поняла, что это судьба. Вскоре уже с удовольствием рассказывала туристам, что в Москве есть не только Красная площадь», — признается экскурсовод.

По ее словам, темы экскурсий она придумывает сама, ориентируясь на вопросы клиентов и личный интерес. Далее 10 коллег-гидов сочиняют названия и составляют технологическую карту. Их задача — не просто донести информацию, а устроить мини-спектакль. Поэтому сюда берут харизматичных, творческих и любознательных сотрудников.

«Нужно много читать, проявлять живой интерес. Например, мало кто знает, что аллея, начинающаяся от главного входа, называется аллеей Космонавтов: в 1969 году космонавт Павел Беляев посадил здесь первый каштан», — рассказывает Маргарита Петренко.

Базовых маршрутов по ВДНХ пока пять: «Обзорная экскурсия», «Интеллектуальная прогулка», «Культурный код», «Национальный колорит» и «Вечерняя ВДНХ». В будущем Маргарита Петренко планирует организовывать экскурсии на электрокарах по Останкинскому парку — бывшим угодьям графа Шереметева, в том числе к экотропе и «Ленте Мебиуса».

«Удивительно, но моего места на ВДНХ у меня нет. Видимо, потому что выставка для меня неразделимое целое. Зато есть любимая скамейка в офисе, который находится в павильоне “Рабочий и колхозница”, куда, кстати, мы тоже будем с осени водить экскурсии. Эта деревянная скамейка 1939 года, ее привезли из зоны, расположенной около каскада Каменских прудов. Она прабабушка современных лавочек», — смеется Маргарита Петренко.

Сергей Собянин — о том, как возрождается уникальное пространство ВДНХЖивые истории: о чем вспоминают посетители ВДНХ разных летВозрождение памятников: как реставрируют и сохраняют павильоны ВДНХВ 2023 году на ВДНХ завершится реставрация и строительство 15 объектовНовая Третьяковка и «Лента Мебиуса»: о планах развития ВДНХ до конца года