Войти в почту

Почему уничтожают леса Амазонки и как это касается всех нас?

В государственном парке Серра Рикардо Франко на границе Бразилии и Боливии, в районе где Артур Конан Дойл некогда вдохновился на написание «Затерянного мира», сейчас строго запрещена вырубка лесов и существенно ограничена хозяйственная деятельность. Увы, но местных производителей говядины это не особенно останавливает, после 1997 года, когда парк был основан, вырубка не прекратилась. Только три фермы, фигурирующие в докладе Гринпис — Paredão I, Paredão II и Cachoeira — нелегально вырубили тысячи гектаров лесов ради разведения крупного рогатого скота, идущего затем на продажу в страны Европы. Владельцы этих ферм напрямую связаны с экспортирующими говядину крупными компаниями и представителями политической элиты Бразилии (например, бывшим министром Элисеу Падео).

Почему же, несмотря на создание национальных парков и прямые запреты вырубки, площадь лесов Амазонки продолжает катастрофически сокращаться?

От кратера астероида до самых обширных тропических лесов планеты

Уже не одно десятилетие ученые и активисты выражают обеспокоенность сохранностью тропических лесов Амазонии, знаменитых «легких» нашей планеты. Интересно, что их появление 66 млн. лет назад связано с катастрофой унесшей жизни динозавров и множества других видов — падения огромного (диаметром 10 км) астероида на территории нынешнего полуострова Юкатан. До этого в лесах современной территории Амазонии доминировали хвойные и папоротники, но им не удалось пережить вызванные астероидом пожары и изменения экосистемы (порядка половины видов вымерли). Биоразнообразие восстановилось спустя 6 млн. лет, и постепенно эволюционировали и сформировались знакомые нам тропические вечнозеленые дождевые леса.

Леса эти, занимающие порядка 5,5 млн. квадратных километров (половина от всех тропических лесов планеты), играют важнейшую роль в круговороте пресной воды, вырабатывают до 40% всего поступающего в атмосферу кислорода, а также сохраняют углерод (еще недавно амазонские леса ежегодно впитывали количество диоксида углерода, равное его производству всеми автомобилями планеты). Помимо ключевой роли в поддержании пригодного для жизни климата на Земле, леса Амазонии являются домом для огромного числа видов растений и животных, некоторые из которых до сих пор не выявлены и не описаны. Большая часть, порядка 60% амазонских тропических лесов находится на территории Бразилии, самой большой страны региона, входящей в десятку крупнейших экономик мира.

По последним данным археологов, освоение и вырубка лесов началась порядка 10 тыс. лет назад вместе с появлением и развитием цивилизации в регионе. После начала колонизации территорий Амазонии европейцами, местные жители в большинстве были истреблены, порабощены или умерли от новых для них болезней. Хозяйство пришло в упадок, леса опустели и вновь начали зарастать. Вплоть до 1960-х годов бескрайние, как казалось, территории тропических лесов оставались преимущественно не подвержены хозяйственной деятельности человека, а вырубка велась в незначительных масштабах, преимущественно вдоль крупных рукавов рек.

Экономическое развитие в обмен на «легкие»

История масштабного и непрекращающегося освоения лесов Амазонии началась после того, как в 1964 году в Бразилии было свергнуто прогрессивное правительство Жуана Гуларта и установилась военная диктатура (1964–1985) с весьма специфическими представлениями о правах человека и защите окружающей среды. Вместо аграрной реформы и перераспределения земель в пользу малоземельных крестьян, новое правительство приняло решение бросить силы на освоение бескрайних амазонских джунглей. Руководил процессом вырубки лесов и сельскохозяйственного освоения территории специально созданный для этого Национальный институт колонизации и аграрной реформы (INCRA).

Так, в 1960-е годы фермеры принялись расчищать территории в стремлении добыть средства к существованию. Из-за-за скудости почв и неразвитости технологий, они вели свое хозяйство примитивным подсечно-огневым способом. Который, в свою очередь, требует постоянного освоения новых и новых территорий. А уже в 1972 году было открыто Трансамазонское шоссе протяженностью 5 000 км., проходящее сквозь некогда девственные леса и соединяющее восточные регионы Бразилии с западными, а также Колумбией, Перу и Эквадором, что сделало значительные территории лесов Амазонии более доступными для освоения. С тех пор ежегодно только в Бразилии вырубалось 5–10 тысяч квадратных километров джунглей ради ферм, пастбищ, добычи полезных ископаемых, гидроэлектростанций, древесины и связывающих все это коммуникаций.

Источник фото: World Resources Institute

Поворот к природе?

В начале XXI века правительство Бразилии под руководством Лулы да Сильвы приняла ряд действенных мер и значительно сократила вырубки лесов. В 2008 году правительство запретило рубки в 36 регионах, а контроль за исполнением возложило на армию и полицию. Запрещено было также освоение значительных территорий джунглей, населенных коренным населением. Регуляторные и инвестиционные меры были призваны остановить вырубку и поощрить деятельность по восстановлению уникальных лесов. Однако, эти действия хоть и значительно сократили масштабы бедствия, не смогли его остановить. Причина в первую очередь в процветающей незаконной вырубке, ведущейся как простыми фермерами, так и в гораздо больших масштабах — крупными компаниями.

По данным исследований за 2020 год, леса Амазонии за 18 лет, с 2000 года, потеряли 513 016 квадратных километров своей площади, что составляет целых 8%, при этом практически 500 тысяч квадратных километров было вырублено Бразилией. Во всей Амазонии «годовые потери площади тропических лесов достигли максимума в 49 240 квадратных километров в 2003 году — рекордное значение за последние 100 лет. После этого к 2010 году площадь ежегодной вырубки уменьшилась до 17 674 квадратных километров. Однако после 2012 года этот показатель вновь начал расти и уже в 2018-м было вырублено 31 269 квадратных километров.» — такие цифры приводят специалисты. Тем не менее, за период 2004–2012 годов темпы обезлесения сократились на впечатляющие 80%.

Но экономический кризис 2012 года сильно ударил по системе контроля за вырубкой лесов и накалил и без того тяжелую социальную, экономическую и политическую обстановку — в 2017 году Бразилия вышла на печальное первое место по количеству убитых экоактивистов. Это подготовило почву для следующего этапа промышленного освоения лесов Амазонии, ставшего катастрофическим.

Лесоруб Болсонару

Пока борьба за сохранение и восстановление лесов против незаконных рубщиков велась с переменным успехом, беда пришла откуда не ждали. В 2017 году президентом Бразилии стал одиозный политик Жаир Болсонару. Сторонник военной диктатуры 1964–1985 годов, Болсонару скептически относится к проблеме глобального потепления и считает, что леса Амазонии произрастают ради их промышленного и сельскохозяйственного освоения. Вступив на пост, политик сделал перестановки во всех государственных ведомствах и учреждениях, призванных контролировать вырубку и сохранять амазонские леса, поставив на ключевые посты своих сторонников.

Сразу же значительно сократилось число штрафов, выписываемых за незаконную вырубку. На треть сократились государственные расходы на ведомства, занимающиеся охраной окружающей среды. Болсонару также стремится пересмотреть границы территорий коренных народов, защищенных от внешнего вмешательства, и отменить запрет на ведение там хозяйственной деятельности. Он утверждает, что приход крупных предприятий повысит благосостояние местного населения. Однако индейцы к этому новшеству относятся с недоверием и активно протестуют. Впрочем президент индейцев давно не жалует и сожалеет, что бразильская кавалерия была менее эффективна, чем армия США в деле истребления коренных народов.

Значительно изменить лесозащитное законодательство Болсонару все же не удалось, на него надавили западные лидеры, особенно Франция, второй по величине торговый партнер страны. Еще в апреле 2019 года более 600 ученых подписали письмо с требованием к ЕС контролировать выполнение Бразилией экологических соглашений как условия приобретения сельскохозяйственной продукции. Ведь для удовлетворения европейского рынка говядины в стране ежедневно (!) вырубаются территории эквивалентные 300 футбольным полям. Нельзя сказать что политика и риторика Жаира Болсонару в отношении лесов Амазонии пользуется популярностью и внутри страны — правительству приходится иметь дело и с массовыми уличными протестами, и с критикой со стороны ученых, крупных политиков и чиновников.

Больше вырубок — больше пожаров

В 2019 году на страну обрушились колоссальные лесные пожары. Только с января по август сгорело более 1 миллиона 800 тысяч гектаров амазонских лесов. 2020 год оказался не лучше, рост пожаров составил 81% по сравнению с предыдущим годом. Многие эксперты подозревают, что помимо природных факторов, на распространение огня повлияла и сознательная деятельность людей, при попустительстве в высших эшелонах власти. И хотя многие фермеры благодарны президенту за возможность продолжить вырубку лесов ради пропитания, основным бенефициаром его политики является агропромышленное лобби, получающие сверхдоходы от роста спроса на говядину в Китае. В 2018 году Бразилия экспортировала говядины на сумму порядка 6 млрд. долларов — больше, чем любая другая страна в истории.

Плантация сои в Бразилии площадью 305 тыс. га. Основная масса сои идет на корм сельскохозяйственным животным. Фото: Victor Moriyama / Greenpeace Остатки леса догорают в Жуаре, штат Мату-Гроссу. Фото: Christian Braga / Greenpeace

В целом, Болсонару не раз заявлял, что международное сообщество и западные страны не должны вмешиваться в суверенные дела Бразилии в отношении лесов. При этом от финансовой помощи он не отказывается, просто правительство Бразилии выставляет свои условия. Так, в апреле 2021 года прошли переговоры между США и Бразилией по поводу выделения 1 миллиарда долларов на сокращение масштабов обезлесения. Бразильская сторона настаивает, что только треть этих средств пойдет на восстановление и охрану лесов, а еще две трети они хотели бы направить на «развитие экономики».

Сейчас уже существует трехмиллиардный фонд, созданный Германией и Норвегией для сохранения амазонских лесов, однако его правительство Болсонару заморозило, из-за «слишком строгих ограничений» в правилах распределения средств. Попытка президента США договориться с ультраправым бразильским правительством вызвало критику многих ученых и активистов, указывающих, что финансовое вливание укрепит позиции Болсонару и поможет ему переизбраться на второй срок. В то время как незаконная вырубка (в 2020 году вырубка лесов достигла двенадцатилетнего максимума, при этом 95% вырубки является незаконной) лесов не прекратится.

Почему уничтожение лесов Амазонки — проблема для всей планеты

Бразилия остается страной с наибольшей потерей тропических первичных лесов на сегодняшний день — в 2022 году на ее долю приходилось 43% от общемирового объема. 1,8 миллиона гектаров первичных лесных потерь привели к выбросам 1,2 Гт двуокиси углерода, что в 2,5 раза превышает годовой объем выбросов ископаемого топлива в Бразилии . Помимо воздействия углерода, потеря лесов в Амазонии влияет на количество осадков в регионе и может в конечном итоге привести к «переломному моменту», после которого большая часть экосистемы станет саванной.

Прогнозы ученых крайне пессимистичны, они указывают, что процесс обезлесивания уже близок к точке невозврата и дальнейшее уничтожение тропических лесов Амазонии может привести к существенным изменениям экосистемы: глобальному нарушению циркуляции пресной воды и образования дождей; превращению влажных территорий в саванны и пустыни; росту концентрации углерода в атмосфере (по данным ученых леса Амазонии уже прекратили поглощать углекислый газ) и глобального потепления; разрушению привычной жизни для населяющих эти территории сообществ; а также безвозвратному вымиранию множества растений и животных и сокращению биоразнообразия на Земле, ведь эти леса являются домом для порядка 10% населяющих планету видов.