Лесные богатства в Красноярском крае требуют новых подходов

В последнее время депутаты Законодательного Собрания все чаще проводят выездные заседания в территориях. Вот и комитет по природным ресурсам и экологии с наступлением календарного лета отправился на юг региона — в Шушенское.

Лесные богатства в Красноярском крае требуют новых подходов
© Парламентская газета

В начале пути

Краевые парламентарии посетили один из четырех заготовительных пунктов, созданных при поддержке правительства на юге региона. В пункте, который находится в поселке Шушенское, перерабатываются дикоросы, собранные местными жителями, а купить эту продукцию можно в специализированном магазине «Земляки».

Все знают, что сибирская тайга богата на различные дары. Так, уже в июле — августе можно собирать грибы — лисички, маслята, грузди, ближе к сентябрю пойдут черника, брусника, клюква. Много и других полезных дикоросов, но главное, что теперь есть куда их сдать.

Проблемы и перспективы заготовки дикорастущих лесных ресурсов обсудили в администрации Шушенского района на совместном заседании профильного комитета Заксобрания и секции по природным ресурсам и экологии Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Участие в разговоре на актуальную тему приняли не только депутаты, но и представители краевой исполнительной власти, муниципалитетов южных районов, руководители перерабатывающих предприятий.

Уже не впервые прозвучало, что возможный объем заготовки дикоросов в Красноярском крае составляет около 1,6 миллиона тонн. Биологические запасы оцениваются на уровне трех миллионов тонн в год. При этом заготавливается и перерабатывается в среднем всего лишь около 0,01 процента от допустимого объема.

Как рассказал председатель краевого СКПК «Агрофедерация» Сергей Матяш, сегодня в регионе создано около 60 пунктов приема дикоросов, к сбору которых привлечены жители восьми районов. По итогам прошлого сезона заготовлено 214 тонн продукции, переработано свыше 145 тонн даров тайги. Одна из острых проблем — нехватка квалифицированных кадров.

Около 1,6 миллиона тонн составляет возможный объем заготовки дикоросов в регионе.

Зампредседателя комитета по природным ресурсам и экологии Юрий Захаринский отметил необходимость проработки ряда вопросов: заключение договоров аренды участков леса без аукционов, проведение краткосрочных торгов, системное совершенствование законодательной базы.

В обсуждении приняли участие депутаты Сергей Зяблов, Ирина Субочева, Екатерина Уделько, Сергей Сизоненко, Егор Васильев, Владимир Чернышенко. Прозвучало, что прежде всего необходимо скоординировать действия краевых и местных властей, а также расширить рынки сбыта, в том числе и за пределы России.

По мнению краевых парламентариев, для эффективного использования природных ресурсов совместно с представителями профильных министерств надо создать расширенную рабочую группу, с привлечением экспертов из научного сообщества, с участием местной власти и бизнеса.

Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Виталий Дроздов, подводя итог обсуждения, подчеркнул: «Для создания единой целостной системы сбора, переработки и сбыта дикоросов в регионе необходимо объединить усилия и возможности всех. Только так можно создать эффективную систему по использованию уникального потенциала нашего края».

Локальные вопросы лесопользования

Кроме того, на совместном заседании профильного комитета Заксобрания и секции по природным ресурсам и экологии Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления обсудили проблемы, связанные с лесопользованием.

Как отметил замминистра лесного хозяйства Александр Маслов, один из проблемных вопросов связан с обеспечением населения древесиной для хозяйственных нужд. В 2022-м было заключено около 36 тысяч договоров на заготовку более 1,3 миллиона кубометров древесины. Но места рубок зачастую находятся на труднодоступных участках, а не вблизи населенных пунктов. При этом в муниципалитетах созданы межведомственные комиссии, которые контролируют использование лесных ресурсов. В ходе трех тысяч контрольных мероприятий было выявлено около 500 нарушений.

Краевому закону по обеспечению населения древесиной, принятому в 2022-м, необходима «донастройка».

К сожалению, принятый в 2022-м краевой закон по обеспечению населения древесиной через субсидирование предприятий лесной промышленности пока не особенно помогает в решении проблемы, ему необходима законодательная «донастройка».

В обсуждении приняли участие представители Объединенной дирекции заповедника «Саяно-Шушенский» и национального парка «Шушенский бор», а также Саяно-Шушенского лесничества.

Что касается депутатов, то было высказано общее мнение: вопросы лесопользования остаются острыми для большинства муниципалитетов региона, об этом свидетельствует и большое количество поступающих обращений.

В свою очередь, председатель комитета и руководитель профильной секции Виталий Дроздов отметил, что надо обязательно помочь людям — у них не должно быть трудностей с теми же дровами в богатом на леса Красноярском крае.

Комментарий

Виталий Дроздов, председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края:

- Считаю очень важным выезжать из Красноярска, покидая кабинеты в Законодательном Собрании, чтобы видеть ситуацию на территории собственными глазами. Приезжаешь — и сразу понятно, что на самом деле происходит.

Целью нашей поездки было обсуждение двух вопросов: один из них касается переработки дикоросов, другой — лесопользования. И по одной, и по другой теме есть над чем работать.

По дикоросам мы имеем большой потенциал, но используем его на какие­-то доли процента. Необходимо создать на краевом уровне координационный орган, который мог бы вырабатывать стратегию и координировать действия тех, кто занимается дикорастущими лесными ресурсами.

Сейчас все больше направлено на поиск рынков сбыта, внутренних или внешних. Это, конечно, важно, но, когда ставилась задача по развитию отрасли, делался акцент на том, чтобы это направление работало и на местное население. Чтобы люди, которые живут в небольших населенных пунктах, получили возможность собрать в лесу грибы, ягоды, орехи и не думать потом, куда все это сдать. При этом на базе заготпунктов можно было бы не только дикоросами заниматься, но и продукцией садов и огородов.

Обратили внимание и на очень важный момент: дары леса пока у нас перерабатываются на примитивном уровне. Высушили, заморозили, может быть, варенье сварили. А сегодня переработка должна стать более современной и технологичной.

Все эти вопросы мы отразим в резолюции, а дальше будем дорабатывать механизмы вместе с участниками процесса по заготовке и переработке дикоросов.

Что касается лесопользования, то разговор шел не о глобальных вещах, а о локальных, приземленных. Люди живут в лесу, а древесину для собственных нужд получить не могут. Даже валежник, который есть поблизости, не так-­то просто собрать.

Казалось бы, мы нашли выход и закрепили его законодательно. Есть отходы, которые уже не являются для лесозаготовителей товарной древесиной, их можно отдать населению. Но, к сожалению, пока тот механизм, который задумывался совместно с минлесхозом, качественно не заработал. И мы при обсуждении проблемы пытались разобраться, как предоставить людям возможность воспользоваться дарами леса для собственных нужд без бюрократических проволочек и без риска попасть в поле зрения правоохранительных органов.

Отмечу, что по итогам заседания любой секции странно было бы ждать чудес, чтобы раз — и уже завтра все заработало. Но под лежачий камень вода не течет, поэтому очень важно обсудить острые вопросы в таком широком кругу, с участием представителей муниципалитетов, которые живут на земле и точно знают, как улучшить ситуацию.