Как волонтеры помогают сохранить яснополянские ландшафты

Уже больше десятка лет восстанавливать исторический природный ландшафт музею-заповеднику Ясная Поляна помогают волонтеры. В этом году первые волонтерские выходные пройдут с 21 по 23 апреля. Также заезды по этой программе будут проводиться в мае, июне, сентябре и октябре. Среди планов - работа на участках мемориального леса "Елочки-ромбы", "Елочки за Чепыжом" и "Елочки у колодца", "Старый заказ", "Абрамовская посадка", "Афонина роща", "Поддонный верх" и "Чепыж".

Как волонтеры помогают сохранить яснополянские ландшафты
© Российская Газета

11 лет назад в Ясной Поляне заработал проект "Музейный добровольческий десант". А еще с 2007 года в музее-заповеднике реализуется волонтерский проект "Сохраним Ясную Поляну для будущих поколений". За это время их участниками стали более 10 тысяч человек. Это и корпоративные волонтеры - сотрудники крупных компаний, и одиночки. Многие приезжают несколько лет подряд.

Для тех, кто хочет помочь музею, не выпадая надолго из привычного графика жизни, Ясная Поляна предлагает программу "Волонтерские выходные". Дети и взрослые ежегодно участвуют в акциях "Сенокос в Ясной Поляне", "Цветы для Ясной Поляны", "Цветочное сердце весны", "Сад памяти". Вся организация волонтерской деятельности по сохранению и восстановлению мемориального природного комплекса и исторических природных территорий Ясной Поляны проводится совместно и под контролем сотрудников мемориально-природного комплекса музея.

- Территория заповедника велика - 412 гектаров. Природный ландшафт Ясной Поляны - весьма специфическая и динамическая часть музейного собрания, имеющая большое культурное значение. Мы обязаны сохранить природный ландшафт, атмосферу Ясной Поляны неизменной, чтобы люди, которые сюда приезжают, смогли погрузиться в историю, увидеть эти места такими, какими они были при жизни Толстого, - объясняет заведующий мемориально-природным комплексом музея-усадьбы Владислав Воронцов. - Это каждодневная, очень сложная и деликатная работа, в которой важен каждый нюанс. И это весьма трудоемкий процесс, требующий большого количества рабочих рук. Именно поэтому музей благодарен добровольцам, помогающим сохранять исторические природные ландшафты Ясной Поляны такими, какими ее знал и любил Лев Толстой.

Недавно Владислав Воронцов выпустил сборник "История лесов Ясной Поляны", где наряду с его собственными исследованиями большое место отведено работам профессора Константина Семенова, который много лет посвятил изучению и сохранению яснополянских ландшафтов. "Надо знать историю, надо знать канву, чтобы сделать все, как задумывал Лев Толстой, чтобы не изменить его замысел", - подчеркивает составитель сборника. К слову, сам Владислав - потомственный лесник. Его дед руководил Яснополянским лесничеством, а прадед, живший в Грумантах, работал лесником в Подгородном лесничестве "Ясная Поляна" Министерства госимуществ Тульской губернии и лично знал Толстого, с которым встречался и по службе, и благодаря телефону, имевшемуся в конторе лесничества: писатель часто туда заходил, чтобы позвонить.

В Яснополянском заповеднике 62 процента площади занимают леса. Поскольку многие деревья были высажены еще при Льве Николаевиче, ухаживать за этим лесом непросто. Как говорит Владислав Воронцов, чем старше дерево, тем больше требуется усилий для его сохранения. К слову, в начале прошлого века многих проблем просто не было. Так, сейчас накапливается ежегодно около 700 кубометров неликвидной древесины и порубочных остатков, а 100 лет назад все это сразу же выбиралось на дрова. Когда же в 1960-е годы в эти места провели газ, потребность в дровах резко снизилась. Старый лес с возрастом становится все более уязвимым и хрупким. Волонтеры помогают вынести, сложить или погрузить для вывоза погибшие и упавшие деревья и сучья.

При Толстом были определенные сорта декоративных, лекарственных и овощных культур, использовавшихся для озеленения и гастрономических целей, которые стали весьма редки или утратили свое историческое название. "Ищем их, чтобы максимально восстановить ту атмосферу, которая описана в "Войне и мире" и в "Анне Карениной", - рассказывает Воронцов.

- Может, благодаря помощи волонтеров, удастся победить всех вредителей и сохранить традиционную флору, - вздыхает потомственный лесник.

Туристов в Ясной Поляне все больше, но, увы, многие не сознают, что окружающие их растения - тоже экспонаты, которые, как и посуду или книги, нельзя рвать, брать в руки, ломать.

- У каждой части леса свой аромат, свое воздействие на человека. Работа в лесу - это хорошая психологическая разгрузка. А еще, как говорят сами волонтеры, это бесплатный фитнес, - улыбается Владислав.

Кроме леса в Ясной Поляне, конечно же, большую роль играют сады, которые тоже требуют большого ухода. А еще - теплицы и огород, ведь Софья Андреевна выращивала многие экзотические растения. И везде рабочие руки не будут лишними. Добровольные помощники заготавливают сено для яснополянских лошадей, сажают цветы и овощи на территории теплицы, оформляют клумбы, восстанавливают мемориальный огород за конюшней, расчищают русло реки Воронки. По словам Владислава Воронцова, порой волонтеры за день делают то, на что сотрудникам музея-заповедника потребовалась бы неделя.

прямая речь

Екатерина Толстая, директор музея-усадьбы Л. Н. Толстого Ясная Поляна:

- Наш заповедник уникален: здесь можно увидеть деревья, которые помнят родителей Толстого и самого писателя. Многих восхищают леса Ясной Поляны - светлые березовые рощи и тенистые ельники. В основном они рукотворные: этот ландшафт создавали Лев Толстой и его близкие. Волонтеры - особенные посетители музея. Мы их любим и ценим. В каком-то смысле они - наши коллеги, люди, которые помогают нам сохранять Ясную Поляну такой, какой ее знал и любил Лев Николаевич.

Справка "РГ"

За 2022 год на 16 гектарах мемориального леса волонтеры собрали 251 кубометр сухостоя и посадили 1013 штук саженцев хвойных и лиственных лесных культур; посеяли восемь тысяч семян, распикировали пять тысяч декоративных культур и высадили 10 тысяч саженцев однолетних декоративных и овощных растений. В рамках акции "Сад памяти" на территории мемориального леса было высажено пятимиллионное дерево из планируемых 27 миллионов.