Тульский экологический проект по утилизации  автошин признан лучшим

В Тульской области для решения проблемы утилизации шин с прошлого года работает экологический проект "Без покрышек 71". По итогам 2022-го он был признан лучшим экологическим проектом России XX Юбилейной Национальной экологической премии имени В. И. Вернадского.

Тульский экологический проект по утилизации  автошин признан лучшим
© Российская Газета

Все началось два года назад, когда председатель Тульской региональной общественной организации "Экологическая защита" Вадим Баранов решил попробовать использовать шины как альтернативный вид топлива при производстве клинкера. Договорились с руководством одного из крупных цементных заводов, работающих на территории Тульской области, провести серию экспериментов. Но для начала надо было придумать приспособление, забрасывающее шины в огромную вращающуюся печь. Этот механизм Баранов сконструировал сам.

- Для производства клинкера нужна температура более двух тысяч градусов, - поясняет Вадим Баранов. - Мы придумали, как забрасывать шины в эту топку. Горят они прекрасно, дают нужную температуру, сгорая буквально дотла. Но, конечно, возник вопрос экологической составляющей. Надо отдать должное руководству завода - к вопросам экологии здесь относятся весьма щепетильно. В нашей стране есть две крупные лаборатории, способные сделать качественный анализ выбросов. Мы пригласили одну из них - НИИ "Атмосфера" из Санкт-Петербурга. Эксперты неделю работали на предприятии, изучали выбросы, даже выходящие непосредственно из топки. Исследования показали, что все в норме. При такой температуре они сразу вспыхивают. Покрышек валяется много, для начала решили с предприятием попробовать пособирать их в Новомосковском районе. За семь месяцев сожгли таким образом около 500 тонн.

Убедившись, что идея работает, предложили распространить ее на всю Тульскую область. Министру природных ресурсов и экологии региона Юрию Панфилову, по словам эколога, идея понравилась. В результате уже 21 декабря 2021 года было подписано соглашение между профильным министерством Тульской области, цементным заводом и ТРОО "Экологическая защита" о взаимодействии в ходе ликвидации несанкционированных свалок изношенных шин и создания системы их сбора и утилизации. Почти год назад, 1 апреля 2022 года, состоялся официальный запуск проекта "Без покрышек 71", рассказала референт отдела охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Полина Власова.

Проект оказался предельно прост. В каждом муниципальном образовании создаются площадки временного накопления шин (ПВН), куда шиномонтажные мастерские, предприятия и жители Тульской области могут абсолютно бесплатно сдать старые покрышки. Места для этих площадок выбирались муниципалитетами совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области. В настоящий момент функционирует 27 площадок бесплатного приема изношенных шин - в каждом муниципалитете есть по одной, а то и по две.

По мере накопления покрышек (от 100 штук) ответственный сотрудник муниципалитета подает заявку на предприятие для вывоза, оттуда приезжает специализированная машина и все забирает. На официальных сайтах "Открытые данные правительства Тульской области", Министерства природных ресурсов и экологии региона и муниципальных образований размещена карта, на которой обозначены все площадки бесплатного приема изношенных шин. Все доступно, любой желающий может посмотреть, какая площадка расположена ближе всего к нему.

Вадим Баранов решил попробовать использовать шины как альтернативный вид топлива на одном из цементных заводов

- Благодаря совместной работе министерства и муниципалитетов организовать экопроект в регионе получилось в короткие сроки. Муниципальные образования активно участвуют в сборе отработанных покрышек. Сейчас прошли первые субботники, очень востребованы оказались наши площадки, - поделилась Полина Власова.

Пожалуй, самое ценное в проекте "Без покрышек 71" для жителей области, да и для муниципалитетов то, что все это безвозмездно. Предприятие использует шины в качестве альтернативного топлива, экономя тем самым на потреблении газа. По словам Баранова, в первое время у завода даже была некоторая прибыль от этой деятельности. Но теперь, когда ездить за шинами приходится порой за 200 километров, они вышли на ноль. Но отказываться от проекта не собираются: здесь важна как экологическая составляющая, так и перспективы увеличения объемов этого бесплатного топлива.

Организация площадок временного накопления также не потребовала особых затрат. Для выбора мест использовался административный ресурс. А сами площадки не требуют ни бетонирования, ни ограждения.

Зато за прошлый год на предприятие сдали более двух тысяч тонн шин. Только за три месяца этого года - 385 тонн. Общественникам из ТРОО "Экологическая защита" с помощью этого проекта удалось ликвидировать три большие несанкционированные свалки покрышек. Но есть и более наглядные результаты: в Туле, например, рядом с мусорными контейнерами больше не валяются старые шины. Но, конечно, нужно информировать жителей о существовании возможности бесплатной утилизации шин.

- Жители нашей области, управляющие компании, автохозяйства активно включились в проект. Итоги проекта на сегодняшний день действительно впечатляют. Если собрать автопоезд из мусоровозов, битком набитых вывезенными покрышками, то длина этого автопоезда была бы более семи километров. Проект действительно получился масштабный и уникальный не только для нашей области, но и для страны. В рамках проекта создана эффективная система сбора, транспортирования и безопасной утилизации отработанных автопокрышек, - считает Вадим Баранов. - В каждом регионе есть цементные заводы. Многие делают клинкер, он востребован. Самое сложное - найти предприятие, которое хотело бы этим заниматься. Нам повезло, мы договорились с заводом без особых хлопот. Теперь, пожалуй, самая большая проблема - донести до каждого жителя области информацию о самой возможности бесплатно утилизировать старые покрышки. Даже сейчас еще есть шиномонтажки, которые не знают об этом и продолжают платить за утилизацию шин.

Помимо уже созданной карты, визуализирующей все площадки временного накопления, в ближайшее время к проекту намерены подключиться ребята из "Молодой гвардии": напечатать листовки и максимально распространить их во всех доступных и разрешенных местах.

По мнению Полины Власовой, реализация проекта способствует не только экологическому просвещению населения, формированию культуры сбора и утилизации изношенных шин, но и улучшению экологической ситуации.

- Только представьте, что более 2385 тонн отработанных покрышек не отправилось на свалку, а было безопасно для окружающей среды утилизировано, - подчеркивает она. - Учитывая, что мы уже прошли путь от идеи до запуска этой программы, мы готовы поделиться опытом и ответить на все интересующие вопросы, чтобы и другие регионы смогли реализовать подобный проект на своих территориях.