Жители Свердловской области платят за раздельный сбор коммунальных отходов

Раздельный сбор твердых коммунальных отходов (ТКО) входит в повседневную жизнь. Это одна из задач проводимой в России коммунальной реформы в сфере обращения с отходами. Цель, когда производитель отходов (гражданин, или действующий бизнес) максимально перед вывозом на утилизацию сортируют мусор по фракциям, позволяя организовать досортировку и последующую переработку вторичных отходов, еще не достигнута.

Свердловская область – особый путь

Фото Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Свердловская область себя считает лидером по многим показателям, в том числе и по организации раздельного сбора ТКО. В 2022 году 24 муниципалитета из 94 установили за счет субсидий федерального и регионального бюджетов 6 168 контейнеров, в том числе 3 206 сеток для сбора пластика. Общая сумма субсидий составила 109,6 миллионов рублей, в том числе регион вложил 7 миллионов 667 тысяч.

На начало 2023 года в Свердловской области для раздельного накопления отходов оборудованы 8 823 контейнерные площадки. На них установлены 12 257 контейнеров. По зонам ответственности региональных операторов это выглядит так:

АПО-1 (ООО «Компания «Рифей», север региона) – 2 116 контейнеров,

АПО-2 (ООО «ТБО-Экосервис», запад области) – 2 910 контейнеров,

АПО-3 (ЕМУП «Спецавтобаза», Екатеринбург и восток региона) – 7 231 контейнер.

В региональном минЖКХ уверены, что наличие контейнеров обеспечивает раздельное накопление, а в последствии и сбор отходов. Для этого собственники контейнерных площадок должны заключать договора с отдельными утилизирующими компаниями, либо полагаться на региональных операторов по обращению с ТКО. Наполненные контейнеры с сортируемыми и не сортируемыми ТКО требуют отдельного опустошения, а также отдельный вывоз с площадки.

Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов рассказал ИА «Уральский меридиан», что «сортируемые отходы направляются на дострировку на мусоросортировочные комплексы, а в случае их отсутствия – специализированным утилизирующим компаниям».

Ежегодно в Свердловской области образуется 1,4 млн тонн твердых коммунальных отходов. На сегодняшний день из них в регионе сортируют 10%, а перерабатывают — 0,3%. Мощностей для мусоросортивки просто еще нет в достаточном количестве.

Региональные операторы также фиксируют, что, собирая с контейнерных площадок так называемый «сортируемый мусор», они получают даже на существующие сортировочные линии обычные отходы. В частности, с этим сталкивается ЕМУП «Спецавтобаза», которая сортирует ТКО на Широкоречинском МСК в Екатеринбурге.

Дополнительные рейсы мусоровозов по контейнерным площадкам с раздельным накоплением отходов оплачивают жители. Егор Свалов пояснил агентству, что эти рейсы заложены в тариф по утилизации отходов, который оплачивает население. Так, по мнению региональных властей, они приучают свердловчан к заботе об экологии и вовлекают вторичные ресурсы в оборот, реализуя основные направления национального проекта «Экология».

В планах на 2023 год в муниципалитетах пока приобрести еще 83 контейнера для раздельного сбора отходов, в случае федерального финансирования это количество будет существенно увеличено.

– Конечно, контейнеры для раздельного накопления отходов – нужная часть инфраструктуры, но не самая главная. Это как вопрос – «что было сначала курица, или яйцо?» Если некуда свозить, то зачем это делать? Если негде досортировать, то зачем ставить? Или это задел на будущее, когда область построит недостающие сортировочные мощности? – задается вопросами председатель экологического общества «Зеленый щит» Сергей Стуков.

Эксперт считает, что «подход чиновников понятен – федерация готова финансировать, следовательно, деньги нужно брать. Какой реальный эффект от таких трат никто сказать не может, так как критерий здесь – количество оборудованных контейнерных площадок для раздельного накопления ТКО, а не качество и количество отсортированного вторичного сырья».

По его мнению, региональным властям стоило бы к вопросу подойти более системно, а не размениваться на эфемерные результаты, изучив опыт соседей по Уральскому федеральному округу.

На Южном Урале переработку подкрепили раздельным сбором отходов

Широкая сеть мусоросортировочных заводов и комплексов, которая создана в Челябинской области (Челябинск, Снежинск, Сатка, Магнитогорск, Аша и Усть-Катав), позволяет, с одной стороны, обеспечить до 80% сортировки производимых твердых коммунальных отходов, с другой – сократить транспортные расходы на их доставку.

Промышленной сортировкой регион не ограничивается. Здесь активно занимаются созданием производств по переработке вторичного сырья. В ноябре прошлого года правительство РФ выделило субсидию в 9,4 млрд рублей на создание экопромышленных парков для переработки отходов в восьми регионах России. Одним из них стал Южный Урал. Он получил 1,2 млрд на создание экопромышленного парка в Миассе. Здесь уже сформирован пул резидентов. Они займутся переработкой пластика, стекла, бумаги и других полезных фракций. Этот год отведен на проектные работы, после чего начнется строительство промышленных объектов.

Существующую и вводимую инфраструктуру по обращению с ТКО в Челябинской области планово дополняют вовлечением жителей в процесс сортировки. На текущий день в Челябинске, Копейске, Южноуральске, Троицке, Магнитогорске, Снежинске, Озерске, Кыштыме и в Сосновском районе установлено 5,5 тысяч контейнеров для раздельного сбора твердых коммунальных отходов. К концу года их число планируется увеличить до 8 тысяч штук. Власти считают, что синхронизация процесса создания мощностей по переработке вторичных ресурсов должна подкрепляться созданной системой сбора сырья для таких производств.

Опыт Тюменской области

Начиная с 2018 года в регионе введены в строй крупные мусоросортировочные объекты: тюменский мусоросортировочный завод в 2018 году, тобольский завод в 2020, спустя год – ишимский. Суммарная годовая мощность объектов равна 415 тысяч тонн мусора. Область полностью обеспечена сортировочными мощностями – здесь проходит обработку 100% ТКО. Промышленная сортировка позволяет осуществлять не только отбор, но и контролировать качество вторичных ресурсов перед отправкой на предприятия для повторного их использования.

Раз есть инфраструктура для контроля за качеством сортировки, можно двигаться дальше: с 2022 года Тюменская область перешла ко второму этапу – образовательным программам и созданию сети пунктов приема вторичных ресурсов. Это, прежде всего, экодома, сеть которых поступенно открывается в тюменских городах. Сейчас их 3, готовится к открытию четвёртый, к концу года количество увеличится ещё.

Выбранная правительством региона стратегия по реформе обращения с отходами не только полностью соответствует федеральным трендам, но и во многом их опережает. Многие инновации в этой сфере становятся ориентиром для других субъектов, опыт Тюмени изучают и перенимают.

Параллельно в регионе проходит пилотный проект по запуску раздельного сбора отходов в школах, органах власти и популярных торговых центрах. В рамках эксперимента традиционная схема по обращению (вывозу) ТКО постепенно дополнилась маршрутами спецтехники по вывозу отдельных полезных фракций (бумага, стекло, пластик и другие). При этом, раздельный сбор отходов и их предварительная сортировка базируются не только на показателях, содержащихся в федеральной дорожной карте, но и соответствуют общественному запросу – на реализацию потребности тюменцев в экологичном образе жизни и ответственное отношение к вопросу экологии.

Никто не строит иллюзий – быстро организовать первичную сортировку мусора в 100% домохозяйств пока не реально. Это не дело нескольких дней или года.

Курганская область: этапы большого пути

В Курганской области власти к вопросу сортировки решили подойти поэтапно. Там начали с пилотных проектов в отдельных муниципалитетах.

Например, в Кургане яркую контейнерную площадку, с раздельным накоплением в баки разных фракций отходов установили на территории Центрального рынка. На некоторых контейнерных площадках города стоят сетки для сбора пластика. Тотального размещения мусорных баков для сортируемых и не сортируемых отходов в Зауралье нет.

Власти составили список (реестр) подходящих для дополнительных контейнеров площадок, отдав приоритет контейнерным площадкам на территории крупных населенных пунктов с населением не менее 20 тысяч человек с многоэтажной застройкой.

Вторым этапом внедрения раздельного сбора ТКО предполагается, что площадки с дуальным (сортируемые – не сортируемые, пищевые отходы) будут увязаны с логистикой и отправкой их на мусоросортировочные линии и комплексы. Массового обновления контейнерного парка для раздельного сбора отходов в регионе пока не проводили.

На начало 2023 года в Курганской области почти 60% коммунальных отходов попадали на сортировку.

Сколько из установленных контейнеров останутся в Свердловской области к моменту запуска достаточного количества мусосортирующих мощностей спрогнозировать сложно. Стоит надеяться, что большая их часть. А вот приучатся ли свердловчане к сортировке, зная, что все вывозится на полигон – предугадать невозможно.