Жителей Боготола заставили платить за ненужную им воду

В 18-тысячном городе Боготол на западе Красноярского края разгорелся нешуточный скандал. Жители возмущены действиями местной водоснабжающей компании. Та минувшей осенью начала рассылать обитателям частного сектора квитанции с гигантскими суммами за потребление воды из уличных колонок. Объяснения людей, что они этим ресурсом не пользуются, так как практически у всех есть скважины или колодцы, в расчет не берутся.

Жителей Боготола заставили платить за ненужную им воду
© Российская Газета

Мэрия от решения проблемы самоустранилась. Более того: тем, кто отказывается платить "оброк" водоканалу, чиновники аннулировали все социальные выплаты, так что без денег остались самые незащищенные категории населения - пенсионеры и многодетные семьи. Отчаявшись добиться справедливости у городских властей, жители обратились за помощью к Общероссийскому народному фронту. "Нас практически взяли в заложники!" - говорят они. Вместе с активистами ОНФ в ситуации разбиралась корреспондент "РГ".

"Наша вода - ну чистый нарзан!"

В отстоящем на 200 километров от краевого центра Боготоле ветрено и снежно, вдоль улиц - сугробы по пояс. В ожидании представителей ОНФ инициативная группа местных жителей, пытавшихся достучаться до властных структур, греясь, пьет кофе в небольшом магазине и обменивается мнениями.

- За декабрь платежка пришла - больше 11 тысяч рублей! За что, спрашивается? Я эту колонку в глаза не видела, всю жизнь из колодца воду брали!

- А у нас - скважина! Открыл кран - вода течет, набирай, сколько нужно, стиральная машинка подключена, все, как у людей. Что ж мне теперь, из дома с флягами ходить почти за полкилометра до ближайшей колонки? Да и не работает она…

- В глаза смеются: вы, дескать, счастья своего не понимаете, у нас вода - ну чистый нарзан! Ничего себе "нарзан" - грязный, со слизью, не то, что пить, мыться страшно…

…Как рассказывают боготольцы, беда пришла, откуда не ждали. Раньше уличными колонками владел муниципальный водоканал, который к жителям частного сектора (а это, на минутку, почти треть города, пять тысяч человек) особых претензий не имел и рассылал квитанции только тем, кто действительно исправно пользовался этой услугой. Потом предприятие обанкротилось, и на его место пришла частная водоснабжающая компания "Боготольские коммунальные системы" (БКС). И с сентября на жителей частного сектора посыпались платежки. Причем сразу за весь 2022 год. Суммы варьировались от четырех до 12 тысяч рублей в год - огромные деньги по меркам райцентра. При этом, где на самом деле люди берут воду, "ресурсникам" было не интересно: "Будете платить, и точка!". Отказавшимся начали начислять пени.

Счета для сироты

- Счета рассылают по всему частному сектору. До абсурда доходит: платежки приходят даже на имя умерших людей. У нас в прошлом году случилось несчастье - пожар полностью разрушил дом, восстановлению он не подлежит. Сейчас на месте бывшего жилья - занесенное снегом поле, мы квартиру на другом конце города снимаем. И что думаете? Пришла квитанция на старый адрес - девять тысяч рублей, вынь да положь. Начали жаловаться, справки принесли, что больше там не живем. Даже слушать нас не стали: "Никаких документов от вас не примем!" - говорит жительница Боготола Наталья Захаревич.

С матерью двух детей Светланой Зориной ни в БКС, ни в администрации разговаривать тоже не захотели. Хотя девять лет назад именно чиновники купили женщине, как сироте, дом, в котором семья сейчас живет. И где, разумеется, имеется скважина.

Муж Светланы Василий ушел мобилизованным в зону СВО одним из первых - он ветеран боевых действий, воевал в Чечне. "Надо Родину защищать!" - сказал на прощание, обняв жену и сыновей.

- Старший сын учится в четвертом классе, младший - в первом. Конечно, очень скучают по папке, уже четыре месяца его не видели. Каждый день спрашивают: "Когда вернется?" - вздыхает женщина.

По словам Светланы, после получения квитанции с заоблачными цифрами она стала звонить коммунальщикам: "Как вам не совестно, зачем вы так поступаете с семьей мобилизованного?" "Ничего не знаем!" - был ответ.

То же самое ответили и многодетной семье Куртишей.

- У нас с мужем пятеро детей. Приходящие с сентября квитанции от БКС мы, естественно, проигнорировали, своя скважина имеется. Да и не натаскаешься с улицы фляг с водой на такую большую семью. К тому же часть колонок в городе попросту не работает, до ближайшей действующей надо порой с полкилометра идти. И обледенели они так, что приближаться опасно, а вода из них льется грязная, не то, что пить, мыться страшно! А в прошлом месяце нам, как многодетным, не дали ни субсидий, ни социальных выплат. Пошла разбираться в мэрию, там руками разводят: "А что вы хотели, у вас же долг за коммунальные услуги!" Получается, нас коммунальщики, можно сказать, в заложники взяли, но чиновникам на это наплевать, - возмущается Анастасия Куртиш.

Чья вода лучше?

Настя вообще человек, как принято говорить, с активной жизненной позицией. Она возглавляет местную волонтерскую организацию, которая оказывает сейчас посильную помощь землякам, находящимся в зоне СВО. А теперь еще и глава инициативной группы - помогает товарищам по несчастью добиться справедливости. Обращение с просьбой о помощи в Общероссийский народный фронт - ее идея.

- Проблема не только в том, что нам навязывают услугу, которая никому не нужна. Делается это незаконно! Я сам по образованию не юрист, но за последнее время столько документов и нормативных актов изучил, что впору лекции студентам читать, - говорит боготолец Роман Баталов. - Например, определение коммунальщиков - "ближайшая колонка". По их мнению, она может отстоять от дома и за 300 метров, и за 600. А вот в Ростехнадзоре нам разъяснили, что по закону "ближайшая" - это в радиусе 100 метров и никак иначе.

Также, по словам жителей, разозленные непокорностью "клиентов", ресурсники выдвинули новое требование: всем несогласным с их правилами - немедленно сделать за свой счет у соответствующих специалистов анализ проб воды, взятых из скважин и колодцев на предмет соответствия нормам СанПиН. Дескать, вы еще докажите, что ваша вода лучше нашей!

- Между тем, стоимость такого анализа превышает восемь тысяч рублей, а предоставлять его в ресурсоснабжающую организацию нужно ежегодно! Мы внимательно изучили законодательство и нигде не нашли указаний, что предоставлять такие доказательства граждане должны сами и за свой счет! Более того - в краевой службе строительного надзора и жилищного надзора подтвердили, что такое требование - незаконно! Но нашим коммунальщикам на людей, похоже наплевать. Теперь еще и начали говорить, что будут брать деньги за водоотведение и тепло, хотя у всех есть собственные септики, - возмущаются боготольцы.

Время пошло

Прибывших активистов ОНФ измученные бездушием и неопределенностью горожане встречали чуть не со слезами. Показывали уличные колонки - разбитые, ржавые, обледеневшие.

Однако пришедший на встречу глава БКС Виктор Кремнев свою вину признавать отказался, ссылаясь на то, что его компания "действует в соответствии с Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Напоследок развел руками: "В городе 133 колонки, и все они в рабочем состоянии. Ну, а если где-то что-то и сломалось, мы не виноваты. Сами понимаете - Сибирь, мороз…"

Однако на сторону боготольцев на этой встрече наряду с ОНФ встала и районная прокуратура. По словам надзорного ведомства, ряд грубых нарушений в работе ресурсоснабжающей организации был выявлен еще в минувшем декабре. Директору фирмы и мэру города было внесено представление, но ни власти, ни коммунальщики на него никак не отреагировали.

- Сейчас нами подготовлен проект искового заявления, идем с ним в суд. Будем защищать интересы наших горожан, - сообщил помощник межрайонного прокурора Андрей Коняшкин.

Со своей стороны, ОНФ потребовал у коммунальщиков и чиновников в течение недели наладить диалог с жителями Боготола и решить все спорные вопросы. А не прятаться за равнодушные отписки, и уж тем более прекратить угрозы: "Вы нам все равно за все заплатите!"

"Российская газета" будет следить за ситуацией. Время пошло.

Прямая речь

Оксана Ларионова, руководитель исполкома ОНФ в Красноярском крае:

- Возмущение людей совершенно оправдано. От них отмахивались, с ними никто не пытался выстроить диалог, пойти на контакт. К сожалению, подобная ситуация типична не только для Боготола - проблема водоснабжения существует во многих городах с обширным частным сектором, когда с жителей требуют деньги за ненужные услуги. Да и мы сами видели, что половина колонок здесь - просто обледеневший металлолом, без воды! За что тут платить? Так что горожане будут отстаивать свою правоту в суде, и мы их поддержим. Главное - решить все вопросы быстро. Скоро весна и у жителей частных домов появится слишком много других хозяйственных хлопот, чтобы тратить время на судебные заседания.