Живой музей. Бывшая усадьба Грибоедовых «Хмелита» под Вязьмой приглашает гостей. На что обратить внимание?
От Москвы до поселка Хмелита Смоленской области около 260 километров. Не так близко для однодневной экскурсии. Но проблема транспортной доступности, похоже, единственное, что сегодня реально волнует работников музея-заповедника Грибоедова. И она постепенно решается. Чем живет сегодня бывшая дворянская усадьба, — в материале «Ленты.ру».
Хмелита стала родовым имением Грибоедовых с 1680 года. Дом отстроил дед известнейшего драматурга Федор Алексеевич Грибоедов. Сегодня бывшая дворянская усадьба расположенная в Вяземском районе Смоленской области, уже почти 30 лет является государственным историко-культурным и природным музеем-заповедником. Он был открыт к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова в 1995 году. В состав музея-заповедника, помимо паркового ансамбля, входит господский дом XVIII века, выстроенный в редком для провинциальной усадебной архитектуры стиле елизаветинского барокко. По сторонам главного дома расположены флигели. Казанская церковь выстроена в 1759 году в традициях более ранней эпохи.
«И дым Отечества нам сладок и приятен!..»
«Основная задача музея-заповедника "Хмелита" — сохранение и популяризация мест, связанных с жизнью великих сынов России: драматурга, музыканта и дипломата А.С. Грибоедова, флотоводца П.С. Нахимова, воинов Великой Отечественной войны, героически вырвавшихся в октябре 1941 года из окружения — "Вяземского котла", — говорит директор музея-заповедника "Хмелита" Надежда Кулакова. — Мы занимаемся и планируем заниматься благоустройством музейной территории, реставрацией наших зданий — объектов культурного наследия федерального значения».
Восстановление усадьбы «Хмелита», в том числе регулярного и ландшафтного парков, системы прудов, продолжается не одно десятилетие. Основатель и первый директор музея Виктор Евгеньевич Кулаков стремился сохранить память не только о Грибоедове, но и других известных людях, связанных со Смоленщиной, с историческими событиями, происходившими в этих местах. И музей стал расширяться.
В 2002 году к 200-летию со дня рождения великого русского флотоводца Павла Степановича Нахимова, родившегося в нескольких километрах от Хмелиты, был открыт посвященный ему музей. Сохраняются в музее-заповеднике и места, где он родился и был крещен, надгробный памятник на могиле его матери.
Окрестности Хмелиты связаны также с памятью о героях Великой Отечественной войны. В месте героического прорыва в октябре 1941 года попавших в окружение советских войск созданы филиалы музея-заповедника — Мемориал памяти воинов Западного и Резервного фронтов «Богородицкое поле» и музей «Богородицкое поле». На поле у мемориала ежегодно проводятся захоронения обнаруженных поисковиками останков советских воинов, проходят Вахта Памяти и другие памятные мероприятия. Сюда приезжают потомки московских ополченцев, чтобы вспомнить защитников Отечества.
«Счастливые часов не наблюдают...»
Музей-заповедник сотрудничает со многими музеями и библиотеками, театрами и вузами, с Вяземской епархией Русской православной церкви, проводит выставки в музее-заповеднике, в регионах России и за рубежом. Так, в конце января в «Хмелите» прошла международная выставка «Янка Купала и русская литература», а между музеем-заповедником и белорусским Государственным литературным музеем Янки Купалы был подписан договор о долгосрочном сотрудничестве. В ближайшее время музей планирует заключить соглашение о партнерском сотрудничестве с Международным фондом науки и культуры «Гармония», чтобы вместе налаживать культурные программы.
«Фонды нашего музея постоянно пополняются новыми экспонатами, — рассказывает Надежда Кулакова. — Художники дарят свои работы, порой передают нам целые коллекции». Так, например, случилось с Владимиром Десятниковым — художником, писателем, искусствоведом и почетным членом Российской академии художеств. Он один из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, его отец — участник событий октября 1941 года под Вязьмой. Владимир Десятников подарил музею собрание своих работ и вместе с ним — свою личную уникальную коллекцию. В ней есть произведения Анатолия Зверева, Ильи Глазунова, редкая подборка советского лубка.
В просторных помещениях усадьбы есть и собственный концертный зал, где регулярно выступают студенты академического Музыкального училища при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. В «Хмелите» системно работают для того, чтобы музей стал значимым культурным центром. Сюда привозили даже представителей Большого театра. Очень плотно работаем с Вяземской епархией, проводим патриотическую работу.
Оживленно прошли в музее-заповеднике Новогодние и рождественские праздники. Всего за период со 2-го по 8-е января музей принял почти 4 тысячи посетителей. Более 2-х тысяч посещений из них пришлось на экскурсии. Другие гости предпочли мастер-классы и новогодние предоставления. Особенно популярными были детский спектакль «Кошкин дом» с поздравлением Деда Мороза и мастер-классы по пластилиновой анимации на тему Рождества.
«Ах, злые языки страшнее пистолета»
В конце прошлого года пошли слухи, якобы, у музея начались проблемы. В соцсетях появился документ, в котором Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии лишил территорию смоленского музея-заповедника природоохранного статуса, отменив постановление 1998 года «Об отнесении территории государственного историко-культурного и природного музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита» к особо охраняемым природным территориям». В департаменте отметили, что тогда постановление было утверждено без учета норм и требований Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ). И сразу же стали все говорить о проблемах в музее.
В действительности это две разные истории. Наряду с музеем-заповедником (федеральным государственным бюджетным учреждением культуры) с 1998 года существовала особо охраняемая природная территория регионального ведения с тем же названием. «После проведения ряда исследований и экспертиз, было выявлено, что на данной территории отсутствуют научно-обоснованные, особо ценные участки природы и ландшафты, что является первостепенным основанием для создания особо охраняемой природной территории», — уточнили в департаменте. — Учитывая данные обстоятельства и то, что непосредственно объекты музея-заповедника «Хмелита» охраняются Федеральным законом «Об объектах культурного наследия, постановление администрации Смоленской области от 1 июля 1998 года признано утратившим силу».
То есть, музей-заповедник, как работал, так и продолжает работать. Его деятельность никак не была связана с существованием ООПТ. «Это ошибка, — прокомментировала ситуацию Надежда Кулакова. — Вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий, национальных парков, заказников и др., не входят в сферу, регулируемую музеем». По ее словам, музей-заповедник активно развивается и является значимым объектом на карте Смоленской области.
«Мы покровительство находим, где не метим...»
В прошлом году музей-заповедник защитил свою концепцию развития на ближайшие годы. Например, близится к запуску проект «Горе от ума шагает по России». Бессмертная комедия Грибоедова известна каждому, причем не только в нашей стране. «Хмелита» совместно с театральными учреждениями и музеями готовит проект, который стартует в преддверии круглой даты. Комедии «Горе от ума» 200 лет!
Ближайшее значимое событие — выездной проект «Усадебные мотивы», подготовленный сотрудниками музея-заповедника, который пройдет с 8 февраля по 5 апреля 2023 года в мемориальном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» в Пушкинских Горах. Выставка рассказывает об уникальной усадьбе Хмелита — жемчужине елизаветинского барокко середины ХVIII века, родовом имении Грибоедовых. В экспозицию вошли рисунки самой усадьбы, церкви, парка и эскизы оформления интерьеров дворца, выполненные художниками в конце прошлого столетия художниками. Место проведения выставки выбрано не случайно. Александр Грибоедов и Александр Пушкин были знакомы: они почти одновременно поступили на службу в Коллегию иностранных дел в 1817 году, Пушкин — как выпускник лицея, Грибоедов — как вышедший в отставку офицер. О своем знакомстве с Грибоедовым Пушкин писал в записках «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года».
«Технологические возможности растут каждый день, — говорит Надежда Кулакова. — У нас появляется шанс использовать их, и мы уже ведем соответствующую работу. В цифровую эпоху много интереснейших возможностей, хочется осуществить наши проекты грамотно и красиво, по-музейному». Это касается не только экспозиций, но и архитектурных решений, приспособления объектов к современному музейному показу. С каждым годом «Хмелита» привлекает все больше новых имен, и это дает свои результаты.