В Волгограде обсудили новые подходы в преподавании истории в вузах
В музее-заповеднике «Сталинградская битва» состоялось открытие Первого форума региональных отделений Российского исторического общества «Сохранение исторической памяти в условиях современных вызовов». Участники дискуссии обменялись опытом и постарались найти новые подходы в преподавании исторической науки.
Преподавать историю по-новому
Организованный по инициативе Волгоградского отделения РИО форум собрал руководителей советов отделений РИО из 21 субъекта РФ. В том числе участниками мероприятия стали председатель РИО в ДНР, замдекана исторического факультета Донецкого национального университета, кандидат исторических наук, доцент Виталий Разумный и председатель Совета РИО в ЛНР, директор Луганского краеведческого музея Артем Рубченко.
С приветственным словом к собравшимся в онлайн-формате обратился председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Он выразил надежду, что участники форума смогут, обменявшись опытом, выработать новые подходы в сфере исторического просвещения.
– Рассчитываю, что этот форум позволит выстроить еще более тесные региональные связи и поможет найти новые идеи в сфере исторического образования, – подчеркнул Сергей Нарышкин.
Приехавший на форум заместитель министра науки и высшего образования России, член президиума Совета и председатель правления РИО Константин Могилевский отметил, что всем членам РИО, руководителям региональных отделений, было важно провести эти февральские дни вместе с жителями Сталинграда, чтобы еще раз прочувствовать великий подвиг, который совершили на этой земле деды и прадеды.
История как основа образования
Константин Могилевский рассказал, что с 1 сентября этого года в вузах на неисторических специальностях, а это 99,6% всех обучающихся в университетах, будет реализован новый подход к изучению российской истории. Уже утвержден приказ, в соответствии с которым будет значительно увеличен объем предмета – до 144 часов. При этом 80% работы преподавателей и студентов, которые обучаются на очной форме, будет контактной, то есть в аудитории.
Кроме того, 2 февраля на расширенном заседании экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки при участии министра Валерия Фалькова и председателя РИО Сергея Нарышкина будет рассмотрена концепция преподавания курса «История России» для неисторических специальностей и направлений подготовки в вузах. Документ разрабатывался на базе Института Российской истории. Благодаря концепции будут установлены минимальные требования к знаниям по истории Отечества. Также на заседании рассмотрят вопрос о внедрении документа в образовательный процесс.
– Наша задача – готовить думающих специалистов для экономики России, которые смогут обеспечить технологический суверенитет страны, – подчеркнул Могилевский. – Важно, чтобы они ощущали свою причастность к событиям, происходящим в России сейчас, понимали ответственность перед прошлыми и будущими поколениями. Основой для этого должна стать история.
Чтобы форум стал традицией
Директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Дементьев рассказал, что учреждение стояло у истоков создания регионального отделения РИО. На сегодня оно является одним из его самых активных членов. Начиная с 2019 года, совместно было реализовано 26 крупных проектов. Так, уже на протяжении 4 лет проходят общие конференции, затрагивающие актуальные вопросы, в том числе и исторического образования, выставочные проекты.
– Наше сотрудничество с РИО привело к знаменательному результату – первый общероссийский региональный форум РИО проводится именно в городе-герое Волгограде в дни празднования 80-летия Сталинградской битвы, – отметил Алексей Дементьев. – Надеюсь, это станет хорошей традицией, к которой подключатся и другие регионы.
Один из участников форума, председатель Совета Липецкого регионального отделения РИО, преподаватель Липецкого университета им. П. П. Семенова-Тян-Шанского Александр Бессонов обратил внимание на то, что тема исторической памяти, а значит, и исторического образования не может быть избитой. История является основой для формирования современных культурных молодых людей, которым предстоит решать задачи, связанные с развитием и конкурентоспособностью страны.
В завершение участники форума выразили надежду, что его итоги станут вкладом в процесс совершенствования отечественного исторического образования, в деятельность по сохранению исторической памяти, в популяризацию объективных исторических знаний.