Реальная сторона волшебства. Какие технологии создают новогоднюю сказку в городах

Красавица елка в центре, необычные фотозоны, арки, тоннели и многие другие объекты создают праздничную атмосферу для взрослых и детей. В первую очередь здесь задействованы светодиодные гирлянды и конструкции, но есть и другие «праздничные» технологии.

Реальная сторона волшебства. Какие технологии создают новогоднюю сказку в городах
© Daily Moscow

Вместе с экспертами, мы разобрались из чего складывается новогодняя магия городских елок, выставок и концертов.

Свет: иллюминация и голография

Поскольку в общей картине на искусственном дереве высотой 30–50 метров и более классические игрушки теряются, световые эффекты становятся почти единственной возможностью сделать главный символ Нового года запоминающимся.

Иллюминация — один из самых распространенных способов украшения городских елок.

Например, в Минске в 2019 году главную елку города украсили пиксельной графикой: вдоль искусственного дерева спущены гирлянды с мелкими светодиодными шарами. Каждый запрограммирован отдельно, поэтому вместе эти пиксели формируют разные картинки — например, снежинки, геометрические узоры и многое другое. Получился своеобразный светящийся экран на елке. Для гирлянд записано около 200 программ, и они дополнены звуковыми эффектами. Панель управления спрятана под елкой и отправляет сигналы на каждый пиксель-шар.

Похожее решение реализовали в Кемерове в 2019 году: ель покрывают 235 тыс. светодиодов, для которых создано больше 1000 программ. Гирлянды, как и в случае с минской елкой, формируют надписи и узоры, которые сопровождаются звуковыми эффектами. Управлять светом можно даже со смартфона, как говорит исполнитель заказа, компания «СК Сибеврострой». Сколько стоили сами технологии — неизвестно, но вся ель обошлась властям в 18 млн рублей.

Еще одна популярная световая технология в декабрьские и январские праздники — инсталляции. Ажурные арки, персонажи сказок и многие другие элементы, украшающие центральные площади городов, давно никого не удивляют.

А вот инсталляция ели на склоне горы в мире всего одна — в Италии. У «дерева» основание шириной 450 м, а высота — 750 м; это самая большая елка в мире, и ее видно с расстояния 50 км. На отдельных соснах на горе расположено 300 ламп, создающих контур, и еще 400 ламп формируют украшения. Элементы соединены 8 км проводов. В 2011 году эту елку зажег папа римский Бенедикт XVI, находясь при этом в Ватикане (больше 200 км до Губбио, где находится ель) и управляя инсталляцией с планшета.

Используют для новогодних елок и голографические технологии: но не всегда для украшения. В Амстердаме в атриуме Рейксмюсеума (художественный музей) в 2013 году создали голографическую елку, висящую над головами посетителей и «осыпающую» их снежинками. Под потолком закреплен холст, на который отправляют изображение четыре проектора Titan, работающие в связке с 7thSense Delta Media Player. Елка появляется в синем цвете, потом зеленеет, на ней зажигаются огни, и все возвращается к началу.

Видеомэппинг: сказка на любой поверхности

Еще один распространенный элемент городских развлечений в праздничные дни — это видеомэппинг: 3D-видеопроекции на физический объект. В отличие от стандартного использования проекторов, в видеомэппинге учитывается рельеф поверхности: то есть свет направлен не на идеально ровный экран, а, например, на стену дома. То есть экраном становится любой объект, независимо от формы. Вся технология завязана на проекте и на установленном на компьютере софте.

Например, в Вильнюсе с 2011 года несколько лет на Кафедральной площади с 25 по 31 декабря показывали 4D-сказку «Волшебное Рождество». Изображение транслировали на стену собора. Кроме этого, новогоднюю проекцию делали на башню Вильнюсской колокольни: 12 проекторов направляли изображение с разными текстурами и формами.

В России видеомэппинг тоже используют все активнее. В 2020 году 3D-сказку с проекцией на здание Правительства показали в Махачкале, а в 2021-м — в Самаре, у здания областного историко-краеведческого музея. Также видеопроекции часто используют для украшения центра в Нижнем Новгороде: на башни Кремля и Главный ярмарочный дом. Украшением города занимается «Мультимедиасистемс». Такие технологии используют в основном для вечерних мероприятий, потому что для максимального погружения в них нужна полная темнота.

«3D-проекции могут обеспечивать эффект присутствия людей и других движущихся объектов в воссозданных на музейной экспозиции интерьерах, уголках городской среды или живой природы. Сенсорные технологии давно и широко распространены в музеях по всему миру. В большинстве случаев они используются как элементы навигационной системы, как внутри экспозиций, так и в системе выставок и экспозиций крупных музеев. Кроме того, с помощью сенсорных терминалов осуществляется доставка пользователю (посетителю) самой разнообразной дополнительной и поясняющей информации, не отраженной на экспозиции», — рассказывают представители ГБУК г. Москвы «Мосразвитие».

Видеомэппинг может быть классическим, когда зрители собираются перед «экраном», как в кинотеатре, или интерактивным: любой человек, попавший под луч проектора, становится участником. Его движения отражаются на объекте-экране, и не просто как тень, а полноценно вплетаются в изображение.

Иммерсивные технологии: шагнуть в волшебство

Абсолютное погружение в новогоднюю сказку создают иммерсивные технологии, которые используются в различных новогодних шоу, экскурсиях, спектаклях, которые проводят музеи, выставочные комплексы и другие организации. Благодаря особому аудиовизуальному сопровождению и организации сценического пространства гости мероприятия попадают в историю или в игру, зритель становится участником. Он взаимодействует как с сюжетом, так и с объектами, в том числе мультимедийными.

Иммерсивные технологии — это целый комплекс инструментов: сенсорные датчики, проекторы, экраны, звуковая аппаратура. В отличие от виртуальной реальности иммерсивные инсталляции и шоу не требуют специального оборудования для зрителей, благодаря чему дешевле в реализации.

В демонстрационном зале ГУМа в 2021 году прошла премьера иммерсивного мультисенсорного шоу «Щелкунчик» — на основе сказки и одноименного балета Чайковского. Сказка разворачивается на экранах в проекционном зале, а после представления зрители попадают в волшебный город, созданный с помощью мультимедиа-технологий.

Владимир Розин, генеральный директор IT ГРУППЫ ОТКРЫТИЕ, отмечает, что количество мультимедийных технологий на новогодних ярмарках, выставках, концертах и просто на городских улицах в России с каждым годом увеличивается.

Одни только елки становятся все интереснее: кроме стандартной иллюминации появляются мультимедийные экраны, транслирующие поздравления для жителей и гостей города. А в концертно-развлекательных программах для январских каникул появляется все больше технологий, предлагающих зрителю взаимодействовать с представлением, локацией, перенестись в другую страну или другое время лишь благодаря моментальной смене декораций. Для общественных мест, например городских катков, используются мэппинг и вращающиеся прожекторы.

Дополненная реальность: для детей и взрослых

Новогодние шоу с каждым годом становятся все красочнее, и не только те, что на экране телевизора или в театрах, но и те, что разворачиваются на городских площадях и в парках. Здесь соединяется несколько технологий: и световые, и звуковые, и порой все это выходит на новый уровень — к дополненной реальности (AR). В основном AR-элементы используются для создания квестов на новогодних праздниках.

Например, в Детском технопарке МАИ в 2021 году частью новогодних елок был квест в дополненной реальности с Кощеем Бессмертным. А в парке «Кидзания», находящемся в «Авиапарке», проходили новогодние елки с мини-квестом в AR. Дети скачивали на смартфоны специальное AR-приложение, через него сканировали QR-код на плакате и получали задание с героем-хранителем парка. Проектом занималась команда JetStyle.

Дополненная реальность дает массу возможностей для знакомства с музейной экспозицией, может «оживлять» шедевры, персонажей и рассказывать о них в интерактивном формате. Вадим Сабашный Ланит-Терком

«Это могут быть развлекательные и игровые механики, создание маршрутов по историческим местам, в которых с помощью смартфона можно увидеть место таким, каким оно было много лет назад. Более того, AR в симбиозе с другими популярными технологиями порождает новые явления — цифровые объекты искусства, которые можно рассмотреть, гуляя, например, по AR-галерее», — делится генеральный директора «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» Вадим Сабашный.

Активное развитие мультимедиа-технологий в украшении городов и в праздничных мероприятиях продолжается вместе с разработками нового оборудования для создания еще более интересного, качественного и завораживающего света и звука. Возможно, вскоре голографические елки и красочные представления при помощи видеомэппинга на стенах домов появятся в каждом квартале, а AR, VR и иммерсивные инсталляции перейдут из концертов и выставок на праздничные площади и ярмарки.