Войти в почту

Никколо Паганини – 240 лет со дня рождения: российские и зарубежные концерты

27 октября 2022 исполнится 240 лет со дня рождения Никколо Паганини (1782, Генуя – 1840, Ницца) – всемирно известного скрипичного виртуоза и композитора. В этот день скрипач Александр Чернов и пианист Александр Блок выступят в Малом зале консерватории с концертом-посвящением Паганини.

В программе: 24 каприса для скрипки соло «Пальпити», тема с вариациями для скрипки и фортепьяно «Кампанелла» «Пляска ведьм» Интродукция и вариации на тему «Dal tuo stellato soglio» из оперы Дж. Россини «Моисей» Отметит крупную памятную дату и Filarmonica de Stat Oradea (Румыния), объединив Четвертый скрипичный концерт Паганини (солист – Răzvan Stoica) с 96-й симфонией Гайдна и моцартовской увертюрой к опере «Директор театра». Оркестром Филармонии в Ораде продирижирует Jankó Zsolt. На следующий день, 28 октября, музыка Никколо Паганини будет звучать в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла (программа – здесь). 14 ноября в ДК Рассвет – сольный концерт скрипача Даниила Когана «Паганини без Паганини»: «Это попытка воссоздать образ великого композитора, чья музыка уже больше двухсот лет является непокоренной вершиной скрипичного мира, используя только чужие аллюзии, намеки и посвящения. На протяжении вечера мы будем судить о нем лишь с музыкальных слов других композиторов, вдохновленных его музыкой. Шнитке, Холлигер, Изаи, Корильяно, Шаррино конструируют противоречивый образ Паганини, прямая связь с которым как будто безвозвратно утеряна. Это фантасмагорическое и экзальтированное цитирование недоступного нам музыкального языка, судить о котором мы можем лишь в пересказе». 2 декабря концертную программу к 240-летию со дня рождения Никколо Паганини представят в Пермской филармонии Гайк Казазян (скрипка) и Ирина Куксова (фортепиано). А 8 декабря Паганини прозвучит в Санкт-Петербургской филармонии вместе с Глазуновым и Рахманиновым. *** Подобно Джованни Боттезини, выведшему контрабас на концертную эстраду в качестве уникального сольного инструмента, Никколо Паганини «вывел скрипку из аристократических салонов и церкви на широкие подмостки больших концертных залов и оперных театров» (цитата из предисловия музыковеда Людмилы Кокоревой к книге Марии Тибальди-Кьеза «Паганини»; М.: Молодая гвардия, 2008). «Мало о ком из музыкантов написано так много, как о нем. В то же время ни о ком не осталось столько противоречивых суждений, вымышленных фактов, фантастических легенд, до сих пор затрудняющих историкам музыки и писателям воссоздание правдивой картины жизни артиста», – отмечает Людмила Кокорева. Паганини, добавляет она, «формировал новый тип слушателя, вовлекал в орбиту “посвященных” широкие массы, и слабые голоса тех, кто критиковал, тонули в общем восторженном хоре околдованных и потрясенных слушателей». О том же пишет и автор вышеупомянутой книги – Мария Тибальди-Кьеза (перевод Ирины Константиновой): «Волшебный ореол легенды окутывает эту своеобразную фигуру, вымысел смешивается с реальными событиями его жизни. Он был одним из великих чародеев, умевших покорять толпу; и поскольку колдовство это творилось с помощью небольшого инструмента и тонкого смычка, которые никогда прежде не обладали таким могуществом, разгоряченное воображение народа расшило ткань событий и воспоминаний необычайными узорами». Не чуждый тщеславия, Паганини и сам работал на собственный миф, не противясь – до определенных пор – лавине вымыслов. «Красной чертой» стала книга Стендаля «Жизнь Россини», где получила новое распространение легенда об одиноком и забытом Паганини в тюремных колодках, утешающемся игрой на скрипке. После выхода книги Паганини попросил своего адвоката публично опровергнуть эти распространенные Стендалем слухи. Но сильного резонанса не случилось, и Паганини по-прежнему – если не для многих, то для некоторых уж точно – «мифологический герой одной струны».

Страница Международного конкурса скрипачей имени Никколо Паганини (проводится с 1954)

Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись Никколо Паганини – 240 лет со дня рождения: российские и зарубежные концерты впервые появилась Музыкальное обозрение.