Курам на смех: почему борьба с овощной мафией в Новосибирске превратилась в фарс и кто в этом виноват
Управление потребительского рынка мэрии Новосибирска отчиталось об очередном рейде против нелегальной уличной торговли. Чиновники сообщили, что с начала 2022 года «изъяли с улиц Новосибирска более 6 тонн продукции», которой торгует фруктово-овощная мафия. И что вот-вот «передовой» опыт Новосибирска подхватит чуть ли не вся страна. Да только масштаб изъятий товара ничтожно мал и не оказывает серьезного воздействия на торговцев, давно превративших ряд городских площадей в стихийные рынки.
Сизифов труд
В мэрии Новосибирска подвели итоги рейда профильного управления городской администрации против незаконной уличной торговли на площади Калинина. Только с одной точки и за один рейд забрали «более 221 кг фруктов и овощей», сообщает мэрия, а всего с начала года у нелегалов забрали 6 тонн товара. Но много это, или мало? Впечатляющие это цифры, или нет?
Заметим, что в ходе июньского рейда на той же точке проверяющие не стали забирать клубнику, поскольку это скоропортящийся товар со сроком хранения не более двух суток. Даже если мы оставим данный факт за скобками и предположим, что у одной торговой точки на площади Калинина забрали весь дневной оборот, те самые 221 кг, то поражать будут уже иные числа.
В августе прошлого года мэрия насчитывала по городу 56 нелегальных торговых точек. И едва ли за год их число существенно уменьшилось. Площадь Калинина все так же числится почти что опорным пунктом фруктово-овощной мафии. В мэрии ее называют «основным несанкционированным торговым местом» наравне с площадью Маркса и станцией метро «Речной вокзал». Но между ними есть большая разница — сила и бессилие местных властей смогли благополучно сочетаться только на площади Калинина.
Когда в июне на кольце у станции метро «Заельцовская» запретили парковку и стоянку машин, эвакуаторы и сотрудники ГИБДД за неделю разогнали большинство водителей. А торговцы-нелегалы все также продолжили работать. А в июле на площади в один вечер демонтировали киоски печати, которые, по мнению администрации, незаконно занимали муниципальную землю и мешали благоустройство площади, где сейчас устанавливают стелу «Новосибирск — город трудовой доблести». Но и тогда прилавки с овощами-фруктами остались на месте.
Путем нехитрых вычислений, 200 с лишним кило на точку при более, чем полусотне только признанных властями торговых точек, можно получить примерно вдвое больший объем ежедневного оборота товара у нелегалов, нежели городские власти изъяли с начала 2022 года. В масштабах нелегального рынка, разросшегося на весь город, 6 тонн — это просто сизифов труд. Судите сами — за семь месяцев работники профильных структур мэрии смогли снять только половину дневной выкладки товара нелегалов. Такой вот КПД вечного двигателя борьбы с овощной мафией.
А назначаемые торговцам штрафы тонут каплей в море прибыли, которую получает свободный от налогов нелегальный рынок.
С чего все начиналось
Правда, и нынешних крайне скромных достижений управления потребрынка мэрии могло и не быть. Маховик борьбы за чистоту городских площадей во многом запустил НДН.инфо. Точка, с которой чиновники 8 августа изъяли 221 килограмм — лавка знаменитого торговца-нелегала Сухроба по адресу Красный проспект, 157. В начале лета 2021 года Сухроб обсчитал на 1500 рублей журналиста издания Элеонору Соломенникову. В материале «Как я убирала незаконную торговую точку» она рассказала, как лично ликвидировала лавку Сухроба, сумев добиться внимания общественности, депутатов, чиновников мэрии, полиции и прокуратуры. Однако не прошло и недели, как точка возобновила работу и продолжает ее по сей день.
«Крыша» точки — некая Марина Викторовна — утверждает, что вместе с супругом работает в ФСБ, однако там такую сотрудницу не признают. Но нельзя отрицать, что определенные связи у Марины Викторовны все-таки могут быть. Как заявлял депутат новосибирского горсовета Георгий Андреев, в городе существует 20 семей, которые контролируют нелегальный продовольственный рынок. Он отказался называть фамилии серых кардиналов, но добавил, что они известны мэрии и районным администрациям.
Знакомы чиновникам и рядовые члены мафии. Сотрудники департаментов муниципалитета, в чьем ведении находится торговля на улицах города, уже знают торговца-нелегала Сухроба в лицо и по имени. Он их, видимо, тоже. Потому-то каждый раз перед началом рейдов, едва завидев проверяющих, скрывался, бросая товар, а иногда и коллег по нелегальному бизнесу. Если все продавцы отсутствовали, или же у рискнувших остаться нелегалов не было при себе документов, проверяющие только разводили руками — составлять протоколы было не на кого, поэтому изъятия не проводились.
Но и это не проблема — эффективность изъятий была только кажущейся. Участники круглых столов, которые проводились в Пресс-клубе Новосибирского союза журналистов, сошлись во мнении, что изъятие товаров помогло бы преломить ситуацию. Однако считалось, что его невозможно проводить без соответствующих изменений в федеральном законодательстве.
После обращений редакции НДН.инфо во все инстанции, от мэрии и полиции до полпреда и администрации президента, оказалось, что изымать-таки можно. Мэрия получила три решения суда, разрешающих изъятия продукции у нелегалов — и не потребовалось никаких поправок. Однако по факту изъятия не нанесли серому продрынку города особенного ущерба. После рейдов торговцы-нелегалы на следующий же день возмещают потери и возобновляют продажу.
Хотя в мэрии считают иначе: в этом году администрация арендовала помещение площадью 280 квадратных метров, куда стала складировать всю изъятую продукцию.
«Практика применения изъятия является актуальной. Без этой меры составление протоколов и рейды мало эффективны, — цитируют в мэрии слова начальницы управления потребительского рынка Натальи Чагиной. — Многие другие субъекты Российской Федерации хотят перенять новосибирский опыт, наладить механизм по изъятию, хранению и уничтожению продукции».
Мы не знаем, о каких именно субъектах и городах идет речь. Однако сотрудники и читатели НДН.инфо могут подтвердить, что опыт борьбы, да еще и безуспешный, с нелегальной торговлей на городских площадях не актуален не только для Москвы и Санкт-Петербурга, но также для южных Сочи и Туапсе, для сопоставимой по размерам Казани и даже для более скромных соседей — Новокузнецка и Бийска.
КПД новосибирского чиновника
Со временем торговцы перестали даже бегать от изъятий — то ли из лени, то ли из растущей убежденности в собственной безнаказанности. В этом году — один раз в июне и дважды в июле — управление потребительского рынка уже изымало товар с точки Сухроба. В ответе на запрос НДН.инфо в мэрии доложили, что за три рейда набралось 343,3 килограмма изъятых овощей и фруктов (т.е. либо изымали не все, либо точка с тех пор только нарастила обороты). Также был назначен штраф в размере 1500 рублей, по остальным протоколы находились еще на рассмотрении.
Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Центрального округа (АЦО) посещал точку в разы чаще, но не менее бесполезно. С начала года они, как уверяют сами чиновники, нанесли торговцам целых 43 визита.
«Вопрос несанкционированной торговли на площади Калинина находится на ежедневном контроле у главы администрации Центрального округа города Новосибирска», — утверждают в мэрии.
Есть версия, что глава администрации Сергей Канунников даже сам бывает в рейдах. Быть может не так часто, но с той же околонулевой эффективностью.
За 43 рейда специалистам АЦО удалось составить только 16 протоколов, по которым точке выписали 31 500 рублей штрафов. Чем специалисты отдела занимались в остальные 26 рейдов и почему оставили протокольные листы пустыми, можно только гадать.
К рейдам привлекаются полицейские, сотрудники управления ветеринарии, специалисты по вопросам миграционной деятельности и представители мэрии города. А проблема захватившей город незаконной торговли неоднократно доводилась НДН.инфо до различных структур и ведомств, включая аппарат полпреда президента в СФО и администрацию главы государства. Но оттуда обращение направили по вертикали вниз, туда, где ее не могут решить уже который год. Ни чиновники разного уровня, ни МВД, ни прокуратура, ни другие надзорные органы оказались не способны справиться не то что с незаконной торговлей на Калинина, но даже с одной-единственной точкой.