Деньги исчезают в шламовых отходах.

Деньги исчезают в шламовых отходах.
© Zab.ru

К проблеме сохранения чистоты озера Байкал наш портал в 2021-2022 годах обращался не раз (см., например, «Жемчужина в угольной пыли» (4 декабря 2021 г.), «Дорога, идущая напролом» (10 февраля 2022г.), «Атака на заповедную зону» (5 апреля 2022г.). Статьи касались опасной деятельности ряда предприятий на территории Красночикойского и Петровск-Забайкальского районов, которые входят в охраняемую зону Байкальского бассейна. Но это далеко не все опасности, нависшие над уникальным озером.

Кипит работа… по распиливанию денег

То, что рассказал недавно на заседании Госдумы бывший губернатор Иркутской области, а ныне депутат Государственной думы Сергей Левченко, не должно оставить равнодушными не только активистов охраны природы, но и всех граждан страны. Ведь Байкал – наше национальное достояние – четверть мирового запаса пресной воды, хранилище уникальной флоры и фауны, он включён в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, существуют федеральная и региональная программа Забайкальского края по сохранению уникального озера. И что же?

Депутат с трибуны Госдумы озвучил факты, которые не вяжутся со здравым смыслом и даже не намекают на ответственность чиновников. Начиная с 2020 года, говорил депутат, сорвано шесть сроков выполнений поручений президента страны, которые были даны по утилизации шламоотвала по Байкальскому ЦБК (уже закрытого целлюлозно-бумажного комбината). Несмотря на серьёзную опасность, нависшую над озером, работы так и не были начаты. В течение трёх лет подрядчик срывает сроки выполнения президентских поручений. Хотя ещё в 2020 году первый заместитель генерального директора по реализации экологических проектов Федерального экологического оператора (ФЭО, входит в Росатом, является подрядчиком по ликвидации отходов БЦБК) Максим Корольков сообщал, что первоочередными шагами по ликвидации отходов закрытого БЦБК станет строительство очистных и защитных сооружений. Цены за это время по сравнению с теми, которые были установлены в программе по охране озера Байкал на некоторые виды работ возросли в 10 раз.

Надо заметить, что депутат Сергей Левченко не впервые бьёт тревогу по поводу опасности, нависшей над озером. Год назад в интернете было опубликовано видео, на котором Левченко стоит у шламоотвала Байкальского ЦБК, практически до упора заполненного водой. Он сообщает, что по утверждению местных и московских чиновников здесь кипит работа по утилизации отходов. Но ни одного человека тут нет, техники никакой нет, и все кормят «завтраками».

На заседании Госдумы был озвучен факт, что из бюджета выделена предоплата – миллиард рублей - но к работе так и не преступили. Более того, подписываются новые контракты на сотни миллионов рублей за работу, которая не сделана. Но если прорвёт плотину, то отходы первого и второго класса выльются в уникальное озеро.

Говорил депутат и о незаконных вырубках леса в непосредственной близости к озеру, о пожарах, которые уничтожают леса. Но вот что удивительно: депутаты почему-то опасаются предметно заняться этими проблемами, хотя они поднимались в стенах Госдумы не раз.

Хвосты от ЦБК

Надо заметить: те же мотивы во многократных выступлениях главы государства по проблемам Байкала звучали и раньше. Но сегодня мы видим, как они решаются. Тем более нельзя не заметить, что оценки по Байкалу у президента страны и у министров звучат в разных тональностях. В частности, президент с большой тревогой говорил: «Байкальский ЦБК и Джидинский комбинат уже несколько лет как закрыты, однако накопленные ими отходы продолжают отравлять воду озера и питающих его рек… Одновременно с этим необходимо разобраться и с объектами, продолжающими здесь работать. Очистные сооружения большинства из них изношены, причём более 60 процентов загрязнённых стоков приходится на жилищно-коммунальное хозяйство. И химические отходы, применяемые в сельском хозяйстве, так или иначе в воду Байкала и рек региона попадают».

А вот оценки руководителей природных ресурсов и экологии благодушные. Они уверяют, что после закрытия Байкальского ЦБК показатели экологической обстановки в регионе стабилизировались. В частности, выбросы в атмосферный воздух на Байкальской природной территории в целом за последние годы уменьшились на 15 процентов, по Центральной экологической зоне – более чем в два раза. Сбросы в озеро сточных вод снизились более чем на 80 процентов.

Но и они вынуждены признать, что положение дел с охраной уникального озера остаётся тревожным. Особенно это касается состояния очистных сооружений - как в Бурятии, так и в Иркутской области они никуда не годятся. И хотя существует целевая федеральная программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории», в Бурятии из 33 очистных сооружения лишь четыре соответствуют экологическим требованиям. Из 17 действующих очистных сооружений в Иркутской области практически ни одно не удовлетворяет экологическим требованиям. Кроме того, предстоит очистить две тысячи гектаров земель, загрязнённых бывшими предприятиями, работавшими в районе Байкала, и ликвидировать негативное воздействие на озеро более шести миллионов тонн опасных промышленных отходов.

На этом фоне, думается, в Забайкальском крае тоже надо не отмалчиваться на серьёзные сигналы по деятельности хозяйствующих субъектов в районах, входящих в бассейн озера Байкал, как это мы видим сейчас, не поддерживать некоторые предприятия, нарушающие требования по охране озера, что мы тоже видим, а включиться в серьёзную работу по сохранению природы в бассейне озера, к которой призывает депутат Госдумы Левченко.

Госдума решила рассмотреть все эти вопросы на специальном пленарном заседании. С чем выйдут на это обсуждение депутаты от Забайкальского края?