Войти в почту

Промышленники против оборотных штрафов за выбросы

Фото: canva

В рамках проекта «Чистый воздух» Минприроды предлагает ввести оборотные штрафы (т.е. размер штрафа будет зависеть от выручки компании) для предприятий за превышение квот выбросов вредных веществ в атмосферу. Сейчас эксперимент по квотированию выбросов осуществляется в 12 городах, но в 2023 году количество участников эксперимента планируется увеличить до 41.

Согласно информации «Коммерсанта», бизнес против введения подобных мер, поскольку они могут привести к увеличению общего объема штрафов до 300 млрд руб. в год и более. Это, в свою очередь, сильно ударит по компаниям и в отдельных случаях может стать основанием для прекращения их деятельности, считают промышленники. Особенно, если эксперимент будет осуществляться в 41 городе вместо текущих 12. 

Поправки по квотированию были подготовлены Минприроды еще в начале года, а позиция бизнеса рассматривалась на этой неделе в рамках рабочей группы по «регуляторной гильотине». Если проект Минприроды будет принят, то объем штрафов для юрлиц может составить от 5% до 10% от выручки.

В РСПП считают, что оборотный штраф «абсурден и для подавляющего большинства предприятий эквивалентен постановке вопроса о целесообразности ведения хозяйственной деятельности как таковой, поскольку может многократно превосходить размер их чистой прибыли». Предприниматели также не согласны с самой концепцией оборотных штрафов, вместо этого они предлагают установить размер штрафов в прямом денежном эквиваленте, а также учесть возможность компенсационных мероприятий при не достижении квот.

Как отмечают в РСПП, у многих участников эксперимента — например, таких гигантов промышленности как НЛМК, «Норникель», «Северсталь», Evraz, «Русал» годовая выручка составляет сотни миллиардов. То есть предполагается, что в форме штрафов у этих компаний будут изыматься десятки миллиардов рублей. Организация отмечает, что в связи увеличением объема штрафов, эти компании могут снизить инвестиции в экологию.

Впрочем, в Минприроды заявляют, что экономический эффект штрафов был учтен при составлении проекта. А его основной целью является не наказание компаний, а «побуждение предприятий к добросовестному выполнению намеченных планов по сокращению выбросов». Также, в ведомстве обратили внимание на то, что оборотные штрафы начнут действовать не ранее 2027 года, так что у компаний будет время подготовиться.