Перезагрузка «мусорной реформы»: учесть опыт допущенных ошибок
В среду, 15 июня, состоялось совместное заседание комитетов Законодательного собрания Новосибирской области: по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности; по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.
Как отметил первый заместитель Председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панфёров, возможность проведения совместных заседаний комитетов предусмотрена региональным Законом «О Законодательном собрании Новосибирской области» и Регламентом Законодательного собрания. «Ранее у нас были совместные выездные заседания комитетов, но в таком формате, как сегодня, заседание двух комитетов будет проводиться впервые», – акцентировал Андрей Панфёров. Председательствующим на совместном заседании комитетов был избран председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев.
В повестку дня по решению 22-й сессии Законодательного собрания Новосибирской области был внесен первый вопрос – «О финансово-экономических и правовых последствиях расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области, заключенного 22 июля 2016 года между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск». Напомним, эта концессия предполагала возведение двух крупных мусоросортировочных комплексов и двух полигонов на территории в Новосибирской агломерации.
С кратким докладом выступил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников.
«Соглашение было расторгнуто по соглашению сторон, обоюдно, – рассказал министр. – С точки зрения финансовых последствий, то, что обсуждается, - про 300 миллионов рублей, стоит заметить, что эти обязательства возникают только тогда, когда уже построен объект. Так как у нас объекты никакие не построены, на наш взгляд, эти нормы применить нельзя. Мы считаем, что упущенная выгода возникает в том случае, когда идет производственная деятельность. А производственная деятельность идет, когда есть предприятие».
Содокладчиком по первому вопросу выступил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов. Он подтвердил, что никаких дополнительных условий по расторгнутому соглашению нет, а какие-либо претензии могут быть выдвинуты только в судебном порядке.
Заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко отметил, что ответы министров «хотелось бы услышать пошире». Он напомнил, что концессионное соглашение 2016 года касалось огромных объемов – 77-78 процентов всего мусора в регионе.
«Строили на этих объемах по этой концессии всю мусорную реформу, – напомнил законодатель. – На это рассчитывали, всем докладывали. А в конечном итоге оказалось, что реализовать ее нельзя. С другой стороны, когда рабочая группа детально посмотрела и разобралась в этой концессии, мы поняли, что она не только не может быть реализована, но еще и опасна экономически для бюджета Новосибирской области, потому что там слишком много лишних обязательств для региона».
Вадим Агеенко привел пример, что в одном из пунктов концессии концессионер требовал от области подтверждения кредитного рейтинга региона по оценкам иностранных агентств.
«С июля 2017 года поняли, что никогда эту концессию не реализуем, – продолжил зампред комитета. – И даже в этом случае вы пять лет ее не расторгали. И вопрос, который мы задаем: «Как же так? Концессионер, как собака на сене, сидел на нашей области, держал два участка, ничего не строил и не давал другим инвесторам зайти». И все наши программы рушились. Ведь уже в 2019 году должны были обрабатывать на двух этих мусорных полигонах 400 тысяч тонн мусора, сортировать его. В итоге этого не сделано. Сегодня мы говорим про последствия этого нерешенного вопроса для нашей области. Последствия! В соглашении было написано: когда будут построены эти два новые полигона, четыре закроют. Было бы все красиво и хорошо. Почему же пять лет не расторгали то, что невозможно реализовать? Как на это смотрят Министерство экономического развития и губернатор?»
Также Вадим Агеенко напомнил, что концессия в течение полугода согласовывалась в шести министерствах и департаментах регионального Правительства. Между тем общий объем мусора, который поступал бы на мусоросортировочные комплексы составлял 610 тысяч тонн, рассказал зампредседателя комитета со ссылкой на официальные документы, в подписанной концессии фигурирует цифра в 800 тысяч тонн...
Отвечая на вопрос о разных цифрах в объеме мусора, Денис Архипов сказал, что на момент заключения концессии достоверных цифр не было, исходили из оценочных. А сейчас есть достоверная статистика, которая опирается на цифры весов на полигонах.
Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка назвал главной причиной расторжения концессии – несоответствие требованиям одного из земельных участков, расположенных на приаэродромной территории. Сергей Сёмка пояснил: на момент подписания концессии приаэродромная территория не была нанесена на карту, а завод имени Чкалова и Минобороны РФ давали «неоднозначные ответы» по поводу расположения мусорного полигона.
«Понятно, что все это нас очень волнует, – взял слово председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив. – На протяжении пяти лет звучали жесткие выступления депутатов, еще более острые вопросы задавали жители области, в ответ - успокаивающие речи чиновников. Сегодня варианты решения есть. Мы обговаривали это и с губернатором, и с Сергеем Николаевичем Сёмкой. Услышали, что все-таки раздел по концессии произойдет на две-три-пять-шесть – это в процессе обсуждения. Но время-то упущено, это факт. Считаю, что группа компаний «ВИС» должна извиниться перед населением Новосибирской области. Пусть извинятся хотя бы! Пять лет все ждали».
Спикер регионального парламента отметил, что до ближайшей сессии – 7 июля – могут быть проведены внеплановые заседания комитетов по этому вопросу. До этого времени минэкономразвития региона должно представить экономическую модель.
Председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Александр Терепа высказал пожелание увидеть документы, где сказано, что финансово-экономических и правовых последствий расторжения концессии для области нет. «В такой ситуации обычно возникает целесообразность проведения аудита», – полагает Александр Терепа.
Депутат Александр Шпикельман высказал свое мнение: «Несколько лет я убеждал жителей моего избирательного округа, что нужно платить деньги за вывоз мусора. Они говорили, что сжигают. Я говорил: «Да нет же, будут вывозить, будет порядок!» Объяснял, что мусор будут сортировать, для экологии это будет хорошо…. Сейчас я что скажу жителям округа? На вопросы о мусорной реформе мне нужно будет отвечать людям, и также каждому депутату».
Депутат Дмитрий Козловский предостерег представителей исполнительной власти региона: «Ведь у нас есть еще и другие концессии с группой «ВИС». Поликлиники они начали строить - семь, а строят всего три. Это такой звоночек: надо действовать! Хватит работать на ВИС! Давайте сами в области строить и контролировать все».
Депутат Ашот Рафаелян уверен, что расторгнутая концессия – это не только экологические, но имиджевые потери для региона. Однако парламентарий призвал сконцентрироваться на будущем. «Впервые вижу столь эмоциональное отношение депутатов и представителей исполнительной власти. Думаю, что консолидация наших усилий поможет не допустить новых концессионных соглашений. И не допустить монополизма!»
Первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панфёров высказал свою позицию: «Выступления на сессии, на комитетах должны подвести черту. Для всех нас и для наших избирателей должна наступить ясность, как будет вывозиться мусор в Новосибирской области. И верх цинизма, если те же самые люди, которые шесть лет морочили нам голову, снова выступят в качестве концессионеров. Большая просьба к Правительству: учесть наши пожелания».
Вице-спикер регионального парламента Ирина Диденко уверена, что «правильное обозначение задачи – это полпути к ее решению». «Нужно сделать выводы, чтобы не допустить больше ошибок, – подчеркнула законодатель. – Констатирую, что ответы мы не получили. Убытки – это не только 300 миллионов штрафов. Затраты, которые понес концессионер, будут ли они выплачены?»
Подводя итоги обсуждения, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев озвучил решение совместного комитета, поддержанное депутатами единогласно:
«Принять информацию Решетникова Л.Н., министра экономического развития Новосибирской области, Архипова Д.Н., министра жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области по вопросу «О финансово-экономических и правовых последствиях расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области, заключенного 22.07.2016 между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск» к сведению. Отметить, что во исполнение норм федерального законодательства, в государственных программах Новосибирской области предусмотрено к реализации с 2015 года совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления. Вместе с тем указанные мероприятия, прежде всего внедрение глубокой обработки твердых коммунальных отходов, образующихся в Новосибирской области, не реализованы в полной мере, что позволяет сделать вывод о несостоявшейся «мусорной реформе» в Новосибирской области. Основными причинами этого стали заключение заведомо невозможного к реализации концессионного соглашения, а также длительный период его расторжения. Заслушав выступления участников совместного заседания отметить, что полученный результат реализации указанного концессионного соглашения во многом обусловлен недостаточной проработкой проекта концессионного соглашения, в том числе в связи с неурегулированностью порядка межведомственного взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, неразграничением ответственности за принимаемые ими решения, а также отсутствием правовой экспертизы на этапе разработки, рассмотрения, принятия решения о заключении концессионных соглашений. Рекомендовать Правительству Новосибирской области учесть сложившуюся негативную практику при заключении соглашений в сфере создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области, а также в отношении иных соглашений в сфере государственно-частного партнерства, в том числе концессионных соглашений».