Войти в почту

Парк или трасса: какая судьба ждет Артемовские луга

Парк или трасса: какая судьба ждет Артемовские луга
© В городе N

Уникальная территория Артемовских лугов, где можно встретить редких птиц и млекопитающих, полюбоваться красотой озер и отдохнуть наедине с природой, может исчезнуть с лица Земли. Экологи бьют тревогу: если по последним сохранившимся участкам Волжской поймы пройдет автомобильная дорога, погибнут краснокнижные животные, будут уничтожены водоемы и растения, что, в конечном итоге, скажется и на качестве жизни нижегородцев.

Судьба этого места пока окончательно не решена, но уже сейчас активисты делают все возможное, чтобы не допустить строительства трассы. О том, к каким последствиям может привести ее появление, экологи рассказали ИА «В городе N».

Место с историей

Упоминания о природном многообразии Артемовских лугов встречаются еще в летописях времен Ивана Грозного. Их история была тесно связана с Печерским монастырем. Название местности, предположительно, имеет отношение к дворянскому роду Артемьевых.

В летописных материалах есть сведения о том, как Иван Грозный, распоряжаясь этими территориями, подарил монастырю часть окрестных лугов. Мы провели большую исследовательскую работу по этому поводу, — рассказал ИА «В городе N» представитель общественности Вячеслав Зобов.

До революции луга использовались в основном качестве сенных покосов. Дома там не строили, так как по весне территории затапливались. После 1917 года земля перешла в собственность государства.

Сейчас многие нижегородцы даже не подозревают, что у них в шаговой доступности есть такой уникальный природный объект. Туда трудно попасть, так как все луга испещрены озерами — там около 50 водоемов. В основном их посещают рыбаки и люди, которые любят отдых на природе. Для них это важный аспект отвлечения от городской суеты и техногенных сложностей. Но здесь может побывать каждый и соприкоснуться с природным разнообразием, — отметил Зобов.

Два пути

Долгое время природной зоне не уделялось должного внимания. Как следствие, там возникали стихийные свалки, которые неоднократно горели. Формально Артемовские луга относятся к землям сельхозназначения, но уже много лет в этом качестве не используются.

Еще два года назад активисты предлагали превратить уникальную территорию в природный парк. В настоящее время уже готова концепция, которая предполагает сделать Артемовские луга местом для научно-исследовательской деятельности, экскурсий, экотуризма, занятий спортом, семейного отдыха и фотосессий.

Однако в конце прошлого года губернатор Глеб Никитин озвучил планы по строительству Восточного обхода Нижнего Новгорода. Позднее стало известно, что дорога может пройти через Артемовские луга и фактически рассечь уникальную территорию на две части. И хотя власти обещают провести все необходимые природоохранные мероприятия, у экологов на этот счет возникают большие сомнения. Они уверены, что магистраль разорвет экосистему и впоследствии приведет к ее деградации.

Биопереход не выход?

Как рассказал заведующий орнитологической лабораторией экологического центра «Дронт» Александр Мацына, на территории Артемовских лугов обитает около 90 видов птиц, занесенных в Красную книгу Нижегородской области и РФ.

Первые наблюдения мы начали вести с 1990-х годов. На протяжении 13 лет в Артемовских лугах работал стационар, где мы отлавливали, кольцевали птиц, наблюдали за их миграцией, и получили много информации. На этой территории всегда можно было найти множество видов. Среди них есть и редкие, — сообщил Мацына.

В частности, на озере Торфушки обитает большая колония чаек. Здесь также можно встретить цапель, нырков и других птиц. Другой водоем без названия облюбовали крачки. В лугах можно увидеть и чибисов. Также на территории живут и такие редкие птицы, как кулик-сорока, орлан-белохвост, малая выпь, поручейник, ходулочник и многие другие.

Более 2/3 видов птиц, которые живут в Нижегородской области, обитают именно здесь. Но сейчас возникла угроза, - отметил Мацына.

По его словам, большинство птиц неминуемо погибнет, если на данном участке появится дорога. Одни рискуют быть сбитыми машинами, другие лишатся кормовой базы и привычных мест обитания.

Согласно проекту, при строительстве трассы предусмотрены так называемые биопереходы для животных. Но фактически это просто дренажные трубы под дорогой. Птицы ими пользоваться точно не будут, а перелететь через оживленную магистраль многим непросто. Они не готовы к тому, что здесь будет постоянно двигаться поток машин со скоростью 150 километров в час. Теоретически через эти трубы может пропрыгать лягушка, пробежать заяц или лиса, а как быть более крупным животным, например, лосям? Он пойдут через дорогу, где их собьет автомобиль. Эти так называемые биопереходы предусмотрели только для того, чтобы у экологов не было претензий, — сказал руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов.

По словам Александра Мацыны, трасса не только уничтожит места обитания птиц, но и создаст обширную буферную зону, которая, по оценкам экологов, составит не менее полутора километров в каждую сторону. Кроме того, одной дорогой дело не ограничится. Вдоль нее со временем неминуемо появятся кафе, гостиницы, заправочные станции, а в дальнейшем прилегающую территорию могут застроить коттеджами.

Вячеслав Зобов также добавил, что сама по себе территория достаточно сложная, и, если ее осваивать, площадка станет проблемой будущих поколений с точки зрения техногенных опасностей.

Это зона паводка. Например, в прошлом году все луга были залиты водой. И если там что-то строить, то потом придется решать вопрос с затоплениями, - подчеркнул Зобов.

Растения под угрозой

Строительство трассы несет угрозу и растениям. Флора Артемовских лугов также богата разнообразием.

Здесь много интересных травянистых сообществ. За счет смены уровня воды на территории богатые почвы. В луга постоянно приносится органическое вещество, обеспечивающее плодородие. Территория является постоянной кормовой базой для некоторых животных, источником питания крупного рогатого скота. Основу составляют злаковые растения, которые в простонародье называют осокой — лисохвост луговой. Цветовые спектры постоянно меняются. Сейчас это преимущественно одуванчики, потом появятся ирисы. Затем одни растения отцветут, другие зацветут. За один полевой сезон было выявлено более 450 видов. Есть здесь и несколько видов краснокнижных растений, — рассказала заведующая гербарием Учебного центра института биологии и медицины ННГУ имени Лобачевского Ольга Бирюкова.

Она также отметила, что в пойме произрастают и дубы. Сейчас их осталось не так много, так как древесину часто использовали для изготовления мебели и строительства. В настоящее время многие дубравы уничтожены. Теперь такая печальная участь может постигнуть и те деревья, которые остались в Артемовских лугах.

Строительство дороги и ее дальнейшая эксплуатация многое изменят. Сами работы связаны с постоянными разъездами не только по той полосе, где пройдет трасса, но и рядом. Дальнейшее использование магистрали — это постоянные смывы реагентов и выхлопы, что негативно повлияет на растения, — заявила Бирюкова.

Альтернатива есть

В настоящее время активисты продолжают сбор подписей под петицией против строительства дороги в Артемовских лугах. На сегодняшний день их уже более 50 тысяч.

Сейчас у нас есть шансы остановить это строительство. Пока существует только идея и проект планировки и межевания территории под дорогу. Само проектирование еще не начато. И мы должны бороться, чтобы не допустить строительства трассы, — подчеркнул представитель «Комитета защиты волжской поймы» Егор Верещагин.

При этом в Министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области уверены, что строительство Восточного обхода решит множество проблем, даст импульс для развития территории Гребного канала и позволит отвести транспортные потоки от частного сектора.

Для дальнейшего развития Нижнего Новгорода целесообразно строительство дублера Казанского шоссе. Сейчас въезд автотранспорта на территорию столицы Приволжья с Казанского направления осуществляется по дороге регионального значения. Она используется как транзитным транспортом, так и транспортом жителей Кстовского района и ближайшей пригородной жилой застройки, — пояснили ранее в Минграде.

По предварительным данным, строительство Восточного обхода обойдется в 100 млрд рублей. При этом, по словам активистов, ущерб, который будет нанесен природе, невозможно выразить в денежном эквиваленте.

Артемовские луга должны иметь статус особо охраняемой природной территории, защищаемой федеральными законами. В противном случае здесь погибнет все живое, — отметила градозащитница Мария Попова.

Она напомнила, что существует и альтернативный вариант прохождения трассы. Согласно ему, строительство должно вестись от точки соединения Южного обхода и трассы М-7. При этом предложено построить мост через Волгу в окрестностях села Работки и далее провести дорогу по левой стороне реки до северо-восточного обхода Бора. По словам активистов, этот проект наиболее предпочтителен, так как в данном случае ущерб природе будет минимальным.

Активисты надеются, что они будут услышаны, и что властям удастся найти золотую середину между необходимостью строительства трассы и сохранением уникальной природной территории.

Напомним, 135 га Волжской поймы в Нижегородской области стали зоной рекреации.