Войти в почту

Бомба замедленного действия. Как и почему глава Алапаевска превращает город в зону экологического бедствия?

Весь первый квартал 2022 года жители Алапаевска критиковали городскую администрацию за плохо налаженную работу по уборке снега с улиц и тротуаров. Один за другим проходили аукционы по выбору подрядчика, на которых не появлялось желающих заняться этой крайне важной работой. Хотя в городах с перспективным планированием затрат из муниципальной казны такие конкурсы, как правило, проводятся заранее. А участникам аукционов не предлагают заведомо невыгодных условий, когда стать исполнителем муниципального заказа – себе дороже. Но, если внимательно проанализировать работу главы Сайгида Билалова, становится ясно, что гололедица и лужи – лишь верхушка айсберга накопившихся проблем.

Мусор и грязь давно привлекают внимание Сайгида Лабазановича Билалова. Точно также, как и в других коммунальных бизнесах, он всегда искал возможность получать “гешефты” и с мусоросборки. Особенно привлекательной тема стала с началом “мусорной” реформы в 2018-2019 гг. Но вот беда – в перспективе предложенная государством схема перемещала центр принятия решений по всему комплексу вопросов обращения с отходами в область, к региональному оператору. А в Алапаевске не было на тот момент ни одной мусорной свалки, которая могла быть лицензирована в качестве полигона для сбора ТКО, отвечающего всем нормативам, согласно законодательству регламентирующему реформу. Действующий Алапаевский полигон по всем нормам должен был прекратить приём мусора и быть рекультивирован.

Надеясь, что с “регионалами” в перспективе он сможет “договориться” на тот момент спикер городской думы Сайгид Билалов развил бурную деятельность по созданию нового межмуниципального центра обращения с отходами. И всё бы ничего – прозорливости и энергичности председателя представительного органа можно было бы поаплодировать, если бы не одно “но”. Для нового полигона выбрали место шламового отвала “Алапаевского металлургического завода” площадью 71 000 кв. км., открытого в далёком 1974 году.
На фото: Сайгид Билалов очень быстро смекнул: встроившись в “мусорную” реформу можно хорошо заработать. (Коллаж – со страницы ИА “Алапаевск Информ” https://vk.com/id627077921 )

По информации издания “Точка.ру” в конце февраля 2018 года “двоюродный брат Сайгида Билалова – Ризван Муртазалиев — купил бывший шламоотвал бывшего металлургического завода. Теоретически там можно быстрее чем обычно получить все заключения и выйти на лицензию в обход законодательства. И этот же Ризван Муртазалиев был учредителем ЧОП «Кобра», при поддержке которого впоследствии был произведен рейдерский захват оператора по вывозу мусора, ООО «РЭК» (удивительное совпадение), которое занималось вывозом мусора на территории города с 2008 года”. Но об этом – чуть позже. Пока рассмотрим хронологию событий по реализации “гениальных” задумок Билалова.

Концы в землю?

Наверное, каждому взрослому алапаевцу известно, что шламоотвал – это так называемые “карты” – котлованы, в которые АМЗ на протяжении десятков лет утилизировал отходы производства 1-го класса опасности. Но не каждый знает, что, в соответствии с требованием законодательства об охране окружающей среды, “карты” имели по периметру до 36 скважин, благодаря которым до остановки завода вёлся ежедневный мониторинг состояния сточных вод. Контроль вела специальная лаборатория, регулярно передавая данные в местную санэпидемстанцию. За превышение допустимых норм с заводского начальство регулярно взыскивали крупные штрафы.

После остановки завода все эти исследования прекратились, а отходы, разумеется, никуда не делись. Помимо марганцового шлама, на который приходилось 6-7% в каждой тонне отходов, в котлованах содержится большое количество тяжёлых металлов, свинца, ртути, никеля, хрома. Достоверных исследований того, как всё это может повлиять на экологию, с учётом древности котлованов и их постепенного разрушения, никогда не проводилось. Эксперты в частных беседах утверждают, что “всё очень серьёзно”.

“Карты” для захоронения шлама были переданы АМЗ государством в долгосрочную аренду и после банкротства завода эти участки должны были вернуть в госказну. Но не тут-то было. После начала «мусорной реформы» Сайгид Билалов сотоварищи решил использовать для размещения укрупнённого межмуниципального мусорного полигона именно эту территорию. Руководствовались алапаевские чиновники и «околовластные» бизнесмены, которых тогдашний спикер местной думы привлёк к реализации проекта, минимизацией затрат – к шламоотвалу ведёт хорошая дорога, а близлежащие территории можно быстро очистить от “лишней” растительности.

На фото: Мусор – застаревшая и весьма острая проблема Алапаевска (фото – интернет-газета “Вечерние ведомости”)

Между тем, ещё в феврале 2017 года и.о. заместителя Главы Администрации Алапаевска по экономической политике С. В. Карабатов направил в адрес Министра промышленности и науки Свердловской области С. В. Пересторонина письмо, в котором просил областные власти вмешаться в ситуацию со шламоотвалом и привлечь владельцев участка под ним к ответственности за нарушение природоохранного законодательства. По информации Карабатова последняя проверка состояния шламоотвала проводилась Министерством природных ресурсов Свердловской области аж в 2010 году. И уже тогда в ходе контрольных мероприятий было установлено, что при эксплуатации объекта злостно не выполняются возложенные на владельцев законом обязанности.

После окончания эксплуатации подобных объектов собственник или арендатор обязан проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством. На самом деле ничего этого сделано не было.

“Зелёный свет” тёмным планам

Дума города Алапаевска по инициативе её председателя своим решением от 9 октября 2018 «О переводе назначения земель» дала “зелёный свет” проекту мусорного полигона и мусоросортировки на месте шламоотвала. Земельный участок из земель “под объект промышленного назначения” стал участком “на специальную деятельность (код 12.2)”, т.е. под складирование отходов и мусоросортировку.

Решение буквально «протащили» через думские комиссии и публичные слушания, прикрывая все этапы одобрительными бумажками. Причём накануне публичных слушаний, которые состоялись 20 августа 2018 года инициативная группа из простых горожан призвала алапаевцев воспрепятствовать планам администрации и думы города.

В обращении неравнодушных горожан,в частности, говорилось (цитата): “После строительства на въезде в город Алапаевск Межмуниципального мусорного завода… наш многострадальный город превратится в грандиозную свалку, куда будут свозить мусор не только города Алапаевска, но и … 32 муниципальных образований, (в которых) проживает 498 тысяч человек! Этот мусор… будет копиться всего в 900 метрах от Рабочего городка… Вдоль всей территории Рабочего городка протекают маленькие речки и родники, которые идут в городской пруд, в скважины и колодцы питьевой воды. Значит все отходы вместе с дождями и талыми водами попадут в р. Нейва. А из колодцев и скважин – к нам в дома. Для того, чтобы построить мусорный полигон и мощности по переработке отходов, авторам проекта нужно будет вырубить сотни гектаров соснового леса и, следовательно, уничтожить среду обитания всего живого. Появление грандиозного мусорного захоронения превратит лесной край в загаженную территорию, территорию несчастья и боли”.

В результате подавляющее большинство жителей на слушаниях высказались против решения. Но и тут чиновники нашли выход – по итогам была создана новая «инициативная группа», состав которой был сформирован таким образом, что в результате лишь один её участник – владелец местного паблика «Добрый город Алапаевск» Андрей Никонов при голосовании остался на позиции народного большинства и выступил против строительства полигона на территории, которая уже несёт опасность и нуждается в рекультивации.

По сути, приняв решение о размещении на территории шламовых “карт” мусорного полигона Билалов сотоварищи решил «закопать» факты нарушения природоохранного законодательства, создав красивую картинку о семимильных шагах по внедрению столь модной ныне мусоросортировки и переработки отходов в маленьком Алапаевске. Новые «хвосты» (так называются остатки ТКО, не подлежащие переработке) должны спрятать старые – невыполнение требований по рекультивации шламовой свалки, степень опасности которой с 2010 года никто не оценивал.

На то, что такие шаги закладывают под городом “бомбу замедленного действия”, готовую взорваться в любой момент, алапаевской “верхушке” глубоко наплевать. Между тем, если когда-нибудь содержимое шламоотвала просочится в почву, последствия будут поистине катастрофические (постепенное отравление воды в реке Нейва, увеличение и без того высоких темпов роста заболеваемости алапаевцев раком, болезнями иммунной и эндокринной системы и т. д.).

Согласно официальной позиции, разумеется, всё, что сотворила алапаевская власть – абсолютно законно и крайне эффективно с экономической точки зрения – 20 сентября 2018 года в “Алапаевской газете” появилась победная статья под заголовком “Инициативная группа даёт “добро” на мусоросортировку” .

На фото: “Новая инициативная группа” на площадке шламоотвала (автор В. Перевозчиков)

По информации властей, “в состав инициативной группы вошли все желающие”. А экологическая безопасность проекта соблюдена по всем правилам.

В качестве подтверждения “общественникам” предъявили вывод директора неназванной в статье “специализированной организации” Н.Вознесенской: «По гидрологическим условиям реконструкция полигона твердых промышленных отходов с последующим его использованием на выбранном участке вблизи Алапаевска возражений не вызывает».

При этом, конечно же, никто не задался вопросом: разве не стоило прежде, чем давать разрешение на смену вида назначения по использованию участка, разобраться, выполнено ли на нём все, что требует закон в части природоохранного законодательства?

Вам – отходы, нам – доходы

Запустив в работу “тему” с прикупленным друзьями Билалова шламоотвалом, “реформаторы” заказали проект полигона и мусоросортировочного комплекса на нём, видимо позабыв о своих текущих обязанностях. В 2019 году в Алапаевске вступил в острую фазу самый настоящий “мусорный кризис”, порождённый стремлением “отжать” у действующего “возчика” (по терминологии нового законодательства) бизнес по сбору мусора и доставке его к месту захоронения.

Больше 10 лет сбором и утилизацией твердых бытовых отходов в Алапаевске занималось ООО «Региональная Энергетическая Компания» (ООО «РЭК»), имеющее в наличии спецтехнику, контейнеры и всё необходимое. Но в конце июня 2019 года Сайгид Билалов, видимо решил попробовать “нагреть руки” и на этом сегменте обращения с коммунальными отходами. Администрация Алапаевска в лице покорного Билалову главы города Сергея Беспалова внезапно изъяла у ООО «РЭК» арендуемое им у муниципалитета здание и технику, заключив 1 июля договор аренды с ООО «Алапаевская транспортно-энергетическая компания» (ООО “АТЭК”, директор – Алексей Тетерин). Любопытный факт: чуть раньше, в 2018 году АТЭК уже начал отжимать имущество у РЭКа: со дворов города пропало 2500 металлических мусорных баков (цена каждого – около 4-5 тыс. руб.). По заявлению в ОВД никаких действий не было, так как директор АТЭК Тетерин представил какой-то сомнительный договор, он якобы купил контейнеры за 300 тысяч рублей и сдал в металлолом.

На фото: Скриншот переписки заинтересованных лиц, обсуждающих будущее “урегулирование вопросов” с региональным оператором

Вскоре администрацию, Роспотребнадзор и местные СМИ завалили жалобами возмущённые жители – ООО “АТЭК” из рук вон плохо справлялось со своими обязанностями. Контейнеры повсеместно были переполнены, площадки для сбора ТКО – завалены мусором, отходы никто не вывозил. Газетчики описали происходящее ёмким тезисом: “Алапаевск превращается в город-свалку”. В ситуацию был вынужден вмешаться региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – ЕМУП «Спецавтобаза».

Лишь после этого вмешательства было решено, что подрядчик оператора ООО «Транссервис» заключит договор субподряда с ООО «Азурит-Сервис», компанией, имеющей квалифицированный штат сотрудников, действующую лицензию по сбору и транспортированию отходов, образцовый парк надежной техники и большой опыт работы.

Но и этим дело не закончилось. Интернет-газета “Вечерние ведомости” в конце 2019 года писала: “По информации veved.ru, сотрудникам ООО «Азурит Сервис» не дадут спокойно работать – в Алапаевске созданы «боевые бригады» для оказания физического давления, а также группы, с целью массового хищения контейнеров. Кто стоит за их созданием, неизвестно…” (догадываетесь, кто?). Также в статье отмечалось, что “претензий со стороны областных властей к нему (Сайгиду Билалову – прим. Ред.) уже достаточно – как рассказывал ранее в ходе интервью veved.ru директор Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области Ильхам Ширалиев, его ведомство проверку в городе тоже проводило: «есть вопросы к главе Алапаевска господину Билалову».

Но как не “бился” Билалов, после полученных внушений “сверху” ему пришлось смириться с не до конца реализованными планами и представители регионального оператора, в некотором смысле, поставили его “на место”. Решив, что синичка в руке лучше журавля в небе, свою активность глава Алапаевска переключил на мусоросортировочный комплекс. Тем более, что “синичка” попалась весьма жирная – мощностью 32,0 тыс. тонн мусора в год. , С самого начала запуска проекта оператором нового комплекса стало ООО “Экотехнопарк”, соучредителем которого вместе с директором А. С. Томиловым стал зять Билалова Гарун Гаджиев. После того как вокруг полигона поднялся скандал и стало известно, что Гаджиев – родственник Билалова, он вышел из учредителей и передал свою долю Томилову, которого дагестанцы удостоили в этой истории статуса доверенного лица. В конце декабря 2020 года мусоросортировочный комплекс был благополучно запущен в эксплуатацию.

Пандемия стала своего рода “спасательным кругом” для Билалова – народное возмущение в 2019-2020-м годах вот-вот могло выплеснуться через край и создать главе большие проблемы. Но ковидная повестка переключила внимание на себя и объединила людей на борьбу за своё здоровье. Коррупция и бесхозяйственность временно отступили на второй план.

Первым делом – полигоны

История с “мусорной реформой” в отдельно взятом городе Алапаевске многократно продемонстрировала, что работа в режиме многозадачности – явно не сильная сторона Сайгида Билалова. Увлекаясь “схемами” и “темами” он напрочь забывает о решении других накопившихся в городе проблем.

На фото: Типичная для Алапаевска картина: стихийные свалки рядом с мусорными контейнерами

Например, в состав города Алапаевска входит поселок Нейво-Шайтанский, где решение Алапаевского городского суда обязало администрацию принять меры для снабжения населения качественной питьевой водой. Но уже в течение 5 лет употреблять воду из муниципального водозабора запрещено. Деньги, выделенные в бюджете муниципального образования на эти цели – не осваиваются, работы не ведутся. Жители обращаются во все инстанции, в том числе – к Губернатору Свердловской области. Глава муниципалитета – бездействует.

Есть решение суда по строительству очистных сооружений в поселке Асбестовский. Работы не ведутся. Глава – снова бездействует. Не исполняются контракты по уборке кладбищ и вывозу того же мусора с их территории. Постоянно нарушается выполнение работ по благоустройству и озеленению. То есть, победившие в муниципальных конкурсах фирмы получают за это деньги, но ничего не делают. При полном попустительстве администрации.

Как мы уже отмечали в прошлых публикациях, посвящённых деятельности главы Алапаевска, по мнению наблюдателей, возглавляемая им с конца 2018 года администрация всё чаще демонстрирует несостоятельность в решении вопросов местного значения.

Алапаевск де-факто уже много лет живёт в состоянии перманентной ЧС – благодаря алчному и изворотливому, по мнению горожан, главе города, который в пылу коммерческих баталий готов напрочь забыть о тех, кому он поставлен служить – о жителях Алапаевска.

Алапаевск и алапаевцы устали от бездарного руководства. Жители города всё чаще утверждают: Билалов окончательно привёл муниципалитет к прозябанию и упадку. В своей работе горе-мэр, распиаривший на всю страну своё рвение поехать воевать на Украину, забывает об элементарных вещах даже там, куда он ежедневно приезжает на работу.

Демонстративный “патриотизм” Сайгида никак не стыкуется, к примеру с тем, в каком состоянии находится флаг над алапаевской мэрией. Пару недель назад фотография с ветхим, порванным в клочья российским флагом облетела все городские паблики. Потом остатки полотнища поспешно сняли и некоторое время флагшток над администрацией просто пустовал. Кстати, и то, и другое (порванный флаг или его отсутствие над зданием органа местного самоуправления), – нарушение законодательства.

За использование искаженного флага, т.е. флага, внешний вид которого нарушает установленное Федеральным конституционным законом описание (помещение на флаге каких-либо изображений и надписей, ветхость, искажение цветов, нарушение целостности и т.п.), статьёй 17.10 КоАП РФ предусмотрено наложение штрафа. На должностных лиц – от пяти тысяч до семи тысяч рублей, на юридических – от ста тысяч до ста пятидесяти. А за надругательство над российским флагом (чем лучше изорванный флаг над городом, чем, например, втаптывание главного символа российской государственности в грязь?) вообще предусмотрена уголовная ответственность – вплоть до лишения свободы сроком на один год (ст. 329 УК РФ).

Возникает резонный вопрос: а за кого собрался воевать на Украине стремящийся в добровольцы Сайгид Билалов, если он вот таким образом относится к российской геральдике? Второй логичный вопрос – почему такого безобразного отношения никто не замечает? – скорее риторический. Ведь с местной прокуратурой всё понятно – напрягать “друга Сайгида” надзору недосуг. Так может быть на позор алапаевского главы обратят внимание областные власти? На сегодня этого ждут, пожалуй, процентов 90 населения города.

Неслучайно в городе начат сбор подписей за добровольную отставку главы. Конечно, это не референдум, и при любом результате (даже если идею поддержат все до единого жители города), Билалов сможет заявить, что по юридическим нормам он не обязан подчиняться воле народа. Но сбор подписей – это не про инструкции и правила. Это про понятия – чести, достоинства, совести и порядочности. Горячий дагестанец ведь так любит жить по понятиям?

Нормальному человеку, даже некавказских кровей, было бы стыдно и унизительно оставаться на должности, когда тысячи людей недвусмысленно высказывают ему вотум недоверия. В каком месте у Сайгида гордость, и что значат для него общечеловеческие нормы морали и ответственности – мы узнаем уже в самое ближайшее время.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.

Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»