Войти в почту

Михаил Захаров: "Перевозчикам выгодно доставлять отходы на сортировочные комплексы"

С 2019 года в России действует новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в стране появились региональные операторы, отвечающие за весь цикл работы с бытовыми отходами. Как выстраивал эту систему регоператор Самарской области? Сколько несанкционированных свалок он ликвидировал и почему свалки появляются вновь? Будет ли введен раздельный сбор отходов? Об этом рассказал директор компании "ЭкоСтройРесурс" Михаил Захаров. Фото: "ЭкоСтройРесурс" - Что пришлось кардинально изменить в системе обращения с отходами, нужна ли ей дальнейшая модернизация? - Система обращения с твердыми коммунальными отходами в нашей стране начала выстраиваться практически с нуля. Многие страны реформировали эту отрасль десятилетиями, а у нас не было такого количества времени. Согласно национальному проекту "Экология", мы должны достичь основных показателей уже к 2030 году. Впереди еще большой фронт работы, но и за первые три года в Самарской области сделано очень много. Самое главное, что удалось региональному оператору - полностью оцифровать отрасль, наладить учет и оперативный сбор данных. Еще при подготовке к работе, до 2019 года, мы столкнулись с тем, что ни один контролирующий орган не может точно сказать, сколько в Самарской области образуется твердых коммунальных отходов. И это было проблемой не только нашего региона. Росприроднадзор, например, собирал данные от полигонов, а те вели подсчет в кубометрах. Однако такой подсчет очень приблизительный. Ведь у каждого мусоровоза совсем разная вместимость: у КАМАЗа одна, а у Scania - совсем другая. Поэтому мы перевели систему учета в тонны, чтобы знать точное количество отходов, поступающих на объекты обработки и размещения. Фото: "ЭкоСтройРесурс" С 2019 года вся спецтехника, задействованная в системе обращения с ТКО в Самарской области, проходит обязательное взвешивание. Для этого региональный оператор оснастил все полигоны Самарской области весовым оборудованием. Теперь перевозчики получают плату за те тонны, которые они доставили на полигон. Появилась экономическая целесообразность. Раньше перевозчик мог не довезти отходы до официального места размещения и все равно получал плату. А сейчас при такой работе он останется без денег. Перевозчику, работающему с регоператором, просто невыгодно выбросить мусор куда-то не туда. Аналогичная ситуация и с объектами захоронения - расплачиваемся с ними по принятой массе отходов. И теперь в режиме реального времени мы видим, сколько отходов они принимают. Все весы подключены к системе мониторинга регионального оператора. За 2021 год, например, на полигоны Самарской области поступило 1 миллион 300 тысяч тонн отходов. Еще один ключевой момент, который мы отработали: навели порядок в учетной системе мест накопления ТКО. До 2019 года этот подсчет никто не вел и точное количество контейнерных площадок не знал. Мы вместе с муниципалитетами провели гигантскую работу по инвентаризации. - Разве городские, районные управления ЖКХ не должны владеть этой информацией? - По идее, должны, но исчерпывающих данных у них не было. Есть основополагающий документ - территориальная схема по обращению с отходами, она утверждена в 2018 году. Когда мы начали работать, в ней было учтено 9 800 контейнерных площадок. Это по данным, которые предоставил каждый муниципалитет Самарской области. Де-юре, так сказать, но по факту площадок оказалось намного больше. За полгода выяснили, что их было 16 400. Сегодня - с учетом новых мест накопления ТКО - уже 18 000. То есть ошибка была не на 10 или 20 процентов, а практически вдвое. Сейчас с этим строже. Реформа системы по обращению с отходами подразумевает изменение законодательства. В 2019 году появилось постановление федерального Правительства, обязывающее глав муниципалитетов вести реестр контейнерных площадок, сделать эти данные публичными. К тому же мы создали свою базу данных. Для удобства собственной работы присвоили каждой площадке ID, зафиксировали, какое количество контейнеров там стоит, кто является балансодержателем этих накопителей. Сфотографировали каждую из них, чтобы отслеживать состояние. Не секрет, что у нас в регионе лишь треть контейнерных площадок соответствуют всем санитарным нормам. - Какой основной минус? - Как правило, нормам не отвечает покрытие площадки. Оно должно быть твердым. Также часто нет ограждения, нет места для хранения крупногабаритных отходов - старой мебели, дверей, оконных рам. Мы в облаках не витаем, понимаем, что разом привести в соответствие с нормами все площадки невозможно, такого объема бюджетных средств просто нет. - Почему бюджетных? Разве не регоператор отвечает за состояние контейнерных площадок, по крайней мере тех, что расположены у многоквартирных домов? - В соответствии с законодательством бремя создания и содержания контейнерных площадок лежит на собственнике земельного участка, если это юридическое лицо, либо на органах местного самоуправления, если речь идет о жилье. Еще есть вариант, что площадка закреплена за управляющей компанией, тогда за эти вопросы отвечает она. Такое встречается не везде. Например, в Тольятти процентов 70 площадок закреплены за УК, а для Самары и других муниципалитетов нашего региона это большая редкость. Так что в подавляющем большинстве случаев накопители, контейнерные площадки, твердое покрытие, ограждение - это ответственность местных властей. Но по факту процентов 40-50 контейнерного парка в Самарской области принадлежат перевозчикам твердых коммунальных отходов или региональному оператору, и это большая проблема. Примерно каждый десятый контейнер выходит из строя в течение года - их портят, поджигают, воруют. - Переход с кубометров на тонны. Подсчет площадок. Что еще глобального надо сделать в рамках реформы системы по обращению с отходами? - Основная задача реформы - уменьшить полигонное захоронение. Для этого мы должны как можно больше ТКО отправить на вторичную переработку: выделить из всех отходов те, которые можно использовать как сырье, произвести из них новые товары. Национальный проект "Экология" содержит конкретные показатели, которые расписаны по годам. Например, в 2021-м надо было направить 25 процентов всех отходов на сортировку. Мы дошли до 35, то есть двигаемся с опережением. Сегодня доля отходов, поступающих на обработку, превысила уже 44 процента. К началу работы регоператора в Самарской области работали три объекта по сортировке мусора, с тех пор к ним добавились еще пять. Вторая по значимости задача - ликвидировать старые несанкционированные свалки и исключить образование новых. Мы также провели инвентаризацию таких мест. Где-то их учитывали муниципалитеты, где-то Росприроднадзор, очень активно вопросом занимался Общероссийский народный фронт. Мы эти реестры объединили, провели проверку, выяснили, что на 1 января 2019 года в Самарской области было 984 незаконных свалки. Их постепенно убирают местные органы власти, изыскивают средства в бюджете. Мы же занимаемся новыми свалками, появившимися после 1 января 2019 года. За три года работы совместными усилиями органов местного самоуправления и "ЭкоСтройРесурса” ликвидирован 1 101 незаконный объект. - Как действуете? - Когда где-то появляется свалка, мы выезжаем на место, ее фиксируем, выясняем, кто собственник земельного участка, выдаем ему предписание. Принудить регоператора никого не может, силовых полномочий нет. Но если собственник земли в течение месяца не убирает свалку, это делаем мы, а затем идем в арбитражный суд, чтобы взыскать потраченные деньги. Большинство владельцев понимает, что лучше уборку провести самому, чем потом разбираться с иском и компенсировать расходы. - А если земля не разграничена? - Тогда за уборку свалки отвечает муниципалитет. Мы ему точно так же можем выставить счет через суд. - Если регоператор отслеживает все мусоровозы, откуда берутся несанкционированные свалки? - В 99 случаях из 100 это строительные отходы, которые в зону деятельности регоператора не входят. Как появляются такие свалки? Допустим, вы руководитель организации, у вас есть строительный или демонтируемый объект и, соответственно, образовавшийся мусор. Вы ищете объявление "Вывезу стройотходы", платите этому человеку, а дальше он должен отправить отходы на полигон. Там с этого владельца КАМАЗа или "ГАЗели" возьмут деньги, поскольку полигон платит налог за воздействие на окружающую среду, тратится на то, чтобы определенным образом захоронить отходы. Поэтому у "частного" перевозчика появляется желание сбросить мусор куда-нибудь в овраг. А в итоге в Самарской области, да и не только, пригороды, подъезды к дачным массивам завалены битым кирпичом, старыми рамами и так далее. - Как это пресечь иным способом, нежели поймать за руку? - На мой взгляд, нужно на государственном уровне разработать систему по обращению с промышленными отходами. Ну и, конечно, должны стать жестче штрафные санкции. Сейчас если нарушителя поймают с полицией и понятыми, то накажут на 3 000 рублей. - Теперь поподробнее о переработке. Что именно можно использовать вторично и выгодно ли это? - Сегодня отбираются пластик, макулатура, стекло. Пластик использовать выгоднее всего, хотя и здесь есть исключения. Например, одноразовая посуда - это настоящее зло. Ее очень трудно перерабатывать. Всем рекомендую по возможности отказаться от этих стаканчиков, тарелок, вилок. Макулатура становится никому не нужна, как только намокает - ее очень трудно переработать. Ценность имеют сухая бумага и картон. Не особо выгодно заниматься стеклом. Потому что своих заводов, где его могли бы переработать, в Самарской области нет, а везти в другие регионы довольно дорого. - Какой объем из собранных ТКО реально идет на переработку? - Процент отбора вторичных фракций - 10-12 % от всей массы, которая попадает на сортировку. - Как и что делают, например, из пластика? - Сначала пластик моют, сортируют: отбирают полиэтилен высокого и низкого давления, раскладывают по уровню вредности, по цветам. Далее с помощью специальных аппаратов - экструдеров - его перерабатывают в гранулы. А это уже сырье. Как правило, из одних гранул производство сложное, но их добавляют к "свежему" пластику, чтобы сделать бордюрный камень, ступени, тротуарную плитку. Туда, кстати, иногда идет и стекло. Из полиэтилена выпускают стрейч-пленку. Для пищевой можно использовать только первичные материалы, а вторичные идут на упаковку для кирпичей, других стройматериалов. Сырье из ПЭТ-бутылок добавляют при производстве канистр для технических жидкостей. Гранулы иногда используют для производства садовой мебели - лавочек, столов. В Самарской области такое производство пока не развито. В рост оно пойдет, когда заработают экотехнопарки. Ожидаем, что это произойдет в 2024 году. Будет достаточно вторичных материалов, будет и производство. Отрасль в конечном счете подстегнет страну к обязательному требованию по использованию вторичных материалов при производстве упаковки. - Как увеличить масштабы сортировки и вторичного использования отходов? - Надо улучшать технологии. Сейчас проектируются два больших экотехнопарка - "Зелененький" и "Водино". Там будет преобладать автоматическая сортировка, мы смотрели, как устроены подобные площадки, например, в Московской области - процент отбора утильных фракций возрастает до 20 процентов. Повысить показатели поможет только раздельное накопление ТКО на уровне домовладений. Когда все отходы складируешь в один контейнер, а затем еще мусоровоз прессует их в кузове, то получается "винегрет", который приходится героически разделять. Поэтому в Самарской области, как и в других регионах, принято решение о дуальном варианте накопления: когда в один контейнер накапливают "сухие" отходы - пластик, стекло, бумага, картон, металл - все, что пригодно для повторной переработки, а в другой - "прочие отходы". Новые накопители для раздельного сбора отходов должны появиться в четырех городах - Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске и Сызрани. На деньги, выделенные из федерального бюджета, уже закуплены 1 800 контейнеров. Они ярко-желтого цвета, муниципальные власти расставят их на контейнерных площадках уже в этом году. Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд: государство выделило средства, администрации городов закупили контейнеры, люди начали разделять отходы. На самом деле нюансов много. Мы очень ждем изменения федерального законодательства, когда введут четкое определение "вторичные материальные ресурсы". Ими как раз и станут отдельно собранные пластик, бумага, стекло. Ведь, чтобы не повышать тариф, нужно вывозить "сухие отходы" с контейнерных площадок раз в три или пять дней. Пока мы сделать этого не можем, ведь, согласно нормам СанПиН, все твердые коммунальные отходы необходимо транспортировать в ежедневном режиме. Нужен и конкретный норматив по размещению специальных накопителей на площадках - определенные замеры, или декларативно утвердить на государственном уровне, что, допустим, на каждые три обычных контейнера нужны два для ВМР. Еще нужно понять, как выстроить транспортные потоки - куда и на чем транспортировать эти отходы. То есть вторичные материальные ресурсы нужно встроить в действующую территориальную схему. Эти моменты профессиональному сообществу, исполнительной, законодательной власти еще предстоит совместно "приземлить". Тема с раздельным накоплением отходов очень живая, актуальная, но пока в ней гораздо больше вопросов, чем ответов. - Пожалуй, мало просто поставить контейнеры. Нужна просветительская работа, повышение экологической культуры. - Конечно, этой задачей должны заниматься и государство, и муниципалитеты. Региональный оператор со своей стороны ведет большую работу по внедрению РСО и по экопросвещению. Мы реализуем больше 10 проектов в этом направлении. Один из самых популярных "Школа, ссуз, вуз - разделяй со мной". В рамках этого проекта проводим лекции и уроки для учащихся, форумы, субботники и многое другое. Устанавливаем и регулярно обслуживаем накопители для разного вида отходов. На практике подкрепляем знания детей и молодежи. Фото: "ЭкоСтройРесурс" На данный момент мы закупили, установили и обслуживаем более 560 сеток для ПЭТ, порядка 180 накопителей для пластиковых крышек (в том числе и в городских парках) и свыше 80 накопителей - для батареек. Детям действительно интересно, они активно включаются, сначала это воспринимается как игра, а затем входит в привычку и раздельно накапливать отходы становится образом жизни. Мы регулярно проводим экскурсии и в нашем Экодоме. В прошлом году мы открыли в Самаре первый стационарный пункт приема вторсырья, в который любой житель может сдать отходы на переработку - порядка девяти фракций и узнать все о рециклинге, а также о системе обращения с ТКО в Самарской области. И культовый наш проект ЭкоМобиль - передвижной пункт приема вторсырья, который уже второй год подряд курсирует по всему региону. За это время он принял у населения и отправил на переработку более 12 тонн вторсырья. Вся эта работа не включена в тариф ТКО, это наша личная инициатива, которую мы реализуем за собственный счет. Фото: "ЭкоСтройРесурс" - Есть ли в Самарской области территории, откуда мусор не вывозят вообще? - Есть. Это малые населенные пункты, где, как правило, живет меньше 20 человек. Проблема в отсутствии подъездных путей, подходящих для мусоровозов. Дороги там грунтовые, в межсезонье их заливает талыми водами, а зимой не чистят. В целом же мы охватываем услугами 99,9 % жителей области. - Однако минувшей зимой были трудности с вывозом мусора даже в крупных городах, в той же Самаре… - Проблема действительно была - февраль выдался крайне сложным. Из-за небывалых снегопадов службы благоустройства не успевали расчищать внутриквартальные дороги, проезды к контейнерным площадкам. И сотрудникам наших компаний-подрядчиков приходилось работать буквально на износ. Типовая бригада, которая ездит на мусоровозе, водитель и два грузчика. Когда снегом завалило все площадки, они физически не могли выкатывать заполненные контейнеры. Приходилось усиливать бригады, чтобы расчистить от снега проезды и сами площадки. Безусловно, это отнимало много времени и сил у сотрудников Машины выходили в рейс, однако забрать отходы не могли. То есть перевозчик тратил время, топливо, продолжал платить зарплату сотрудникам, но не мог получить оплату за свою деятельность, так как на полигон отходы практически не доставлял. Если он два дня подряд не мог добраться до контейнерной площадки, то на третий там производить работу без участия погрузочной спецтехники уже не мог, приходилось нанимать дополнительный транспорт - это тоже непредвиденные затраты. Плюс сломанные машины, порванные в нечищеных дворах шины. Февраль был перевозчикам в убыток. - Еще раз про тариф. Многим до сих пор не понятно, почему в Самарской области суммы в квитанциях рассчитывают с учетом площади квартиры, дома, а не количества живущих. Поясните. - Тариф, с которым мы работаем, утвержден министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. Плата, исходя из площади жилья, взимается не только в городских округах нашей области, но и в других крупнейших городах страны и еще в 12 регионах, остальные - по количеству жителей. Например, крупные субъекты - Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область - ведут расчет по метрам. Чем это обусловлено: там много приезжающих и зафиксировать количество живущих в статике проблематично. К тому же власти берут во внимание социальный аспект. Если в семье обеспеченность площадью более 26 "квадратов" на человека, то выгоднее платить по количеству прописанных, а если меньше, то по метрам. Поэтому органы исполнительной власти, как я полагаю, сделали выбор в пользу метров. Конечно, усреднение всегда приводит к тому, что это кому-то невыгодно. Право изменить формулу тарифообразования остается за регионом. Фото: "ЭкоСтройРесурс"

Михаил Захаров: "Перевозчикам выгодно доставлять отходы на сортировочные комплексы"
© СОВА