Чистая Арктика: как шапку мира очищают от накопленного мусора?

В самой северной зоне России действуют два проекта под названием «Чистая Арктика». Что уже сделано в рамках научной программы и как она будет развиваться дальше, рассказал в эфире телеканала «МИР 24» научный сотрудник национального парка «Русская Арктика», автор и ведущий образовательного проекта «Внеклассная география», член русского географического общества Дмитрий Крюков.

- Благодаря проекту в прошлом году на Арктических территориях удалось собрать более 1500 тонн отходов. Что это за отходы и как их собирают?

Дмитрий Крюков: Дело в том, что сейчас реализуются два проекта под названием «Чистая Арктика». Я как сотрудник национального парка «Русская Арктика» имею отношение к тому проекту, который реализуется на территории национального парка. Он начался в 2019 году, а после ему было дано название «Чистая Арктика». А потом возник новый федеральный проект с таким же названием. И эта большая очистка, о которой вы сказали, имеет отношение к федеральному проекту.

Я же могу сказать только про тот проект, который реализуется на территории нацпарка. Там тоже была проведена очистка, было вывезено 50 тыс тонн отходов в период с 2012 по 2017 год. И после этого на территории нацпарка остались очаги загрязнения нефтепродуктами, которые и являлись предметом нашего проекта.

- Насколько высок уровень загрязнения в Арктике и что является его основным источником?

Дмитрий Крюков: За всю Арктику мне говорить трудно. Но на территории национального парка ситуация похожа на остальные арктические территории. Уже после проведения арктической очистки, когда были вывезены отходы и материалы, оставшиеся от полярных станций и воинских частей, выведенных в 90-е годы прошлого века, на арктических территориях остались участки местности, загрязненные нефтепродуктами. Источниками загрязнения являлись склады горюче-смазочных материалов, на которых случались аварийные разливы. И таким образом в некоторых местах грунт оказался пропитан этими нефтепродуктами. Это основное загрязняющее вещество, которое создает проблемы на арктических территориях.

- Национальный парк «Русская Арктика» занимался изучением динамики загрязнения еще задолго до старта проекта. Что это были за исследования?

Дмитрий Крюков: Исследования проводились по заказу нацпарка в 2011-2013 годах. Было проведено геоэкологическое обследование, когда были оценены объемы отходов, оставшихся на территории Арктики после периода освоения. Была проведена оценка скопившегося там мусора -это были и бочки из-под горючего, и аккумуляторные батареи, в общем, много всякого вышедшего из употребления и техники в том числе. В период с 2012 по 2017 годы была проведена уборка, все эти материалы вывезены на большую землю и утилизированы, и территория осталась, в общем-то, достаточно чистой.

Самой большой проблемой являлись загрязненные участки, где грунт был пропитан, как губка, нефтепродуктами. И задачей наших исследований было изучить влияние этих нефтепродуктов на арктическую экосистему. Для этого мы отбирали пробы грунтов для определения содержания в них нефтепродуктов, какова их концентрация. И кроме того, какие там есть микроорганизмы, как нефтепродукты влияют на их видовой состав и численность. И сравнивали это с теми пробами, которые отбирались на чистых, не загрязненных участках. Потом пробы в лабораториях, в научных учреждениях анализировались.

Нам помогали сотрудники федерального исследовательского центра им Виноградского. Это микробиологи, они исследовали состав микроорганизмов. Помогали сотрудники почвенного института Докучаева. Мой коллега из института географии РАН занимался съемкой загрязненных участков с помощью беспилотного летательного аппарата. Вот такая была работа.

- Какие возможности для научного изучения арктических зон открылись благодаря этому проекту?

Дмитрий Крюков: Изучать можно бесконечно. Чем были интересны эти территории, это тем, что они находятся на территории национального парка. И с ними в общем-то ничего не происходит. И мы можем отслеживать динамику из года в год. Что меняется на этих участках, как эти загрязняющие вещества распространяются. Эти исследования можно продолжать.

Но из того, что нам удалось выявить, это наличие на территории аборигенных микроорганизмов, которые разрушают нефтепродукты. Причем они эффективны именно в том диапазоне температур, который есть на арктических территориях. Они оптимально, наиболее эффективно работают в этих условиях. На базе этих микроорганизмов могут быть произведены биопрепараты для биологической очистки именно в арктических условиях.

- Что необходимо сделать для успешной реализации комплексного научного проекта «Чистая Арктика»?

Дмитрий Крюков: Успешная реализация научного проекта – это его продолжение, продолжение исследования. Я бы предложил привлечь тех специалистов, которых нет в штате национального парка «Русская Арктика». А именно ботаников, гидробиологов, которые могли бы оценить состояние экосистем на загрязненных участках. Мы своими силами этого сделать были не в состоянии, просто у нас нет таких специалистов.

И тогда это будет комплексная оценка состояния экологических систем и воздействия на них нефтепродуктов. Потому что содержание нефтепродуктов в грунте на этих загрязненных участках и механизмы их миграции мы выяснили. Ну а дальше должны быть практические действия по рекультивации этих загрязненных участков, если на это будет соответствующее решение. То есть разработка программы рекультивации и ее реализация.