Войти в почту

Закон о «лесных парках» увяз в судебных процессах

Напомним, поправки в региональный закон «Об особо охраняемых природных территориях Новосибирской области» были одобрены депутатами законодательного собрания еще 25 февраля 2021 года. Авторы законодательной инициативы предложили ввести новую категорию особо охраняемых природных территорий регионального значения — «лесные парки», что, по их мнению, было необходимо для сохранения зеленых территорий. В частности в Заельцовском бору. В январе этого года, отвечая на вопросы журналистов, губернатор Андрей травников подчеркнул, что областной закон об ООПТ работает уже почти год и достиг своих целей.

— По крайней мере, в отношении одного зеленого массива города Новосибирска, из-за чего весь сыр-бор и начался, из-за попыток застройки этого массива, я имею ввиду, Заельцовский бор. С принятием этого закона новое строительство, жилищное строительство на территории Заельцовского бора недопустимо, — сказал губернатор.

Однако еще на заре принятия лесных поправок, группа новосибирских общественников обратила внимание на то, что собственники земельных участков, попадающих в зону ООПТ, будут ограничены в правах, а жители региона лишатся возможности влиять на судьбу той или иной зеленой территории. Экоактивисты собрали порядка 1000 подписей жителей Заельцовского района, которые просили губернатора Андрея Травникова исключить их дома, дачи и гаражи из территории «лесного парка», создаваемого в Заельцовском бору. Копия этого обращения была направлена и в администрацию президента. 21 апреля 2021 года общественная организация «Сибирское экологическое содружество» обратилась с иском в Новосибирский областной суд с требованием признать незаконными поправки в региональный закон «Об особо охраняемых природных территориях». К спору присоединилась прокуратора, а также ООО «Союз», планировавшее строительство в Заельцовском районе Новосибирска.

— Мы прошли две инстанции в суде общей юрисдикции, в Областном суде. Решением суда данной инстанции частично удовлетворены исковые требования ООО «Союз» и на сегодняшний день данное решение вступило в законную силу, — рассказала юрист, представляющий ООО «Союз» в судах, Юлия Куркина.

25 августа 2021 года иск против лесных поправок был частично удовлетворен. В итоге действовавшие с марта ограничения на ранее выданные разрешения на строительство и реконструкцию зданий в Заельцовском бору оказались незаконными. Однако участники процесса остались не вполне удовлетворены решением суда первой инстанции и обжаловали его. 14 января 2022 года Пятый апелляционный суд оставил решение Новосибирского облсуда в силе. Сейчас готовится кассационная жалоба.

Так, например, компании «Союз» принадлежат четыре земельных участка, еще один находится в аренде с 2018 года. Эти земли никогда не входили в состав Новосибирского лесничества, на них фактически отсутствуют насаждения и ландшафты, представляющие культурную или научную ценность, и есть экспертиза, которая это подтверждает. Организация собиралась возвести там жилые здания средней этажности, а также важные социальные объекты, включая школу, детский сад, и объекты общественного назначения — магазины и аптеку. Но проект оказался под угрозой срыва.

— В предполагаемые границы лесного парка Заельцовский бор, утвержденного постановлением правительства НСО, как раз земельные участки ООО «Союз» были включены в предполагаемые границы ООПТ. И здесь следует обратить внимание, что включены были даже такие земельные участки, на которых расположены полуразрушенные объекты, угольные котельные, инженерная инфраструктура, что априори не может быть объектом защиты ООПТ, — утверждает юрист Юлия Куркина.

Противники поправок в региональный закон об ООПТ настаивают, что подобное стало возможно потому, что новая дефиниция — «лесной парк» не достаточно тщательно проработана, может давать предпосылки к вольному толкованию буквы закона со стороны правоприменителей, содержит коррупциогенные факторы и спорит с положениями профильного федерального закона.

— В федеральном законе четко описан порядок создания ООПТ – это проведение экологического обследования, это опрос общественности, сбор предложений, это графическое описание границ ООПТ, это внесение сведений в ЕГРН. Только после этого создается ООПТ, где вводятся виды разрешенного использования, устанавливаются ограничения и запреты, которые могут быть, — поясняет Куркина.

У нас же вышло наоборот: запреты начали действовать, а лесной парк так до сих пор, и не создан. Координатор движения «Искалеченный Новосибирск» Михаил Рязанцев считает, что поспешное принятие поправок в областной закон об ООПТ было обусловлено желанием региональных властей отложить утверждение генерального плана Новосибирска-2030.

— По ООПТ было принято решение после того, как в Заксобрание обратились общественники за сохранение Заельцовского бора, якобы там планируется жилая застройка. Это решение было политическое, чтобы отложить принятие генплана и как-то его поменять немножко в этой части, т.е. решение было сиюминутное, невзвешенное. В итоге мы получаем, что проект ООПТ завис, потому что в нем надобность отпала, генплан приняли чуть позже, двигателя развивать ООПТ нет, и, соответственно, все про эту историю забыли, — уверен Рязанцев.

Тем временем, уже год местные жители и предприниматели, земли которых попали в планируемую охранную зону, остаются ущемленными в правах и вынуждены отстаивать их в судах. При этом региональные власти заявляют о готовности поддержать строительство в Заельцовском бору объектов рекреационного назначения.

— Если кто-то из инвесторов пожелает открыть санаторий, спортивный центр, базу отдыха, то это приветствуется, мало того, такие проекты будут получать государственную поддержку из бюджета Новосибирской области, — сообщил журналистам Андрей Травников на пресс-брифинге в январе этого года.

Не значит ли это что, затянувшееся создание ООПТ, все лишь ширма для передела контроля над лесными зонами? И не должны ли власти при планировании назначения таких территорий как Заельцовский бор учитывать мнение жителей — какие объекты они хотят там видеть?

Екатерина Вовкудан