Войти в почту

Почему Новосибирск не может решить мусорный вопрос

Самобанкрот остался регоператором Правительство региона решило не разрывать соглашение с «Экологией-Новосибирск»: регоператор устранил ранее выявленные нарушения вывоза мусора и обеспечил бесперебойную работу на новогодних праздниках, сообщает РБК Новосибирск. Впрочем, проблема задолженности перед местными перевозчиками и операторами мусорных полигонов в размере 1,85 млрд рублей сохраняется. Компания с декабря 2021 находится в процедуре самобанкротства. «Эта мера предпринята для обеспечения бесперебойной операционной деятельности, финансовой устойчивости компании, выполнения функций регионального оператора и недопущения сбоев в сборе и вывозе отходов в Новосибирской области», – пояснили в пресс-службе ГК «ВИС», куда входит «Экология Новосибирск». На фоне всероссийского интереса к теме мусорной реформы самобанкротство новосибирского регоператора стало федеральной новостью. Тем более что мусорная реформа началась в Новосибирске, пожалуй, раньше всех в стране. Еще в 2016 году региональные власти заключили с «Экологией Новосибирск» так называемую мусорную концессию о строительстве двух новых полигонов и двух мусоросортировочных заводов. Проект был связан со скандалами и акциями протеста, его реализация фактически так и не началась. Сегодня губернатор Травников говорит о готовности расторгнуть договор, даже несмотря на возможные штрафные санкции в размере 300 млн рублей. Как заключалось соглашение Мусорная концессия был заключена в обстановке полной если не секретности, то тишины. В те времена губернатором был Владимир Городецкий, а «Экология-Новосибирск» еще не входила в ГК «ВИС». Единственным учредителем организации была «Компания Экология», среди соучредителей которой экс-депутат Госдумы от области в 2007–2011 годах Валентин Бобырев. Как мы упоминали, «Экология-Новосибирск» должна была построить под Новосибирском два новых мусорных полигона и столько же мусоросортировочных заводов, но по тому же контракту региональные власти должны были гарантировать загрузку мощностей в таких объемах и платить столько денег, сколько покрывало бы компании как расходы на строительство, так и банковские проценты. Депутаты раскритиковали соглашение еще на стадии подписания, заявив, что все риски ложатся на плечи бюджета, а обязательства по объемам мусора выглядели завышенными. Например, в случае расторжения договора власти обязаны выплатить концессионеру 300 млн рублей, даже если он ничего не сделает. Много споров было и вокруг места предполагаемого размещения полигона – у села Раздольное. Местные жители, дачники и экологи провели несколько митингов протеста и собрали тысячи подписей. Власти искали другие локации, но не нашли варианта, который не привел бы к всплеску протестов. В августе 2017-го Владимир Городецкий объявил о «заморозке» концессии – договор оставался в силе, но никаких фактических действий не происходило. Обещали инвестиции, получили упреки Месяц спустя группа компаний ВИС приобрела 75 % «Экологии-Новосибирск». Сумма сделки тогда не называлась, но новый владелец обещал инвестировать в строительство мусоросортировочных комплексов 6,5 млрд рублей. А еще через месяц сменился и глава региона – губернатором стал «варяг» Андрей Травников. За четыре года не были построены ни мусоросортировочные заводы, ни новые полигоны. Единственное изменение – «Экология-Новосибирск» получила статус регоператора, скорее всего, благодаря наличию подписанной мусорной концессии. Все прошедшее время отрасль сотрясали бесконечные скандалы, а депутаты не раз требовали расторгнуть соглашение. Перевозчики обвиняли регоператора в неполной оплате труда и получали встречные упреки в недобросовестной работе. Тарифы «скакали»: например, в конце 2019 года они упали с 89 рублей до 60, а затем выросли до 83. В ноябре 2020 года регоператор отдал контракты на вывоз отходов (4 из 6) компании «Экотранс-Н», которая тоже входит в группу компаний «ВИС». Перевозчики, работавшие до того, находятся в судах с «Экологией-Новосибирск», которая считает, что ей выставлялись счета за непроделанную работу. Интересно, что в ноябре 2021 года замгубернатора Сергей Сёмка говорил, что областные власти предоставят компании участки для строительства двух мусоросортировочных заводов до лета 2023 года, а теперь, в феврале нынешнего года, Травников объявил, что мусорная концессия будет расторгнута. Серьезный игрок ГК «ВИС» ГК «ВИС» знакома новосибирцам. Еще до покупки контрольного пакета в «Экологии-Новосибирск» группа успела получить концессию на строительство платного моста через Обь в городе. Эта концессия также вызвала возмущение общественности. Позднее были заключены и соглашения на строительство поликлиник. Общий объем концессий вызвал такую обеспокоенность депутатского корпуса, что в Новосибирской области был принят специальный закон, запрещающий брать подобные обязательства выше определенного порога. ГК «ВИС» – крупный подрядчик и концессионер в нескольких регионах России (в частности, в Тюменской области и Якутии). В СМИ не раз подозревали у группы наличие серьезного административного ресурса, позволившего добиться такого масштаба деятельности. На сайте Тайга.инфо вышло расследование о собственниках и топ-менеджерах ГК «ВИС» – «Тамплиеры из Гатчины». Некоторое время в состав владельцев группы входил Дмитрий Рябов, работавший гендиректором «ТЭК-Мосэнерго» Игоря Ротенберга, сына Аркадия Ротенберга. В Новосибирске кто-то даже начал ассоциировать «ВИС» именно с семьей этих влиятельных олигархов. Но представители Игоря Ротенберга отрицали его интересы в сибирских проектах. Позже Рябов официально вышел из акционеров группы. В 2021 году начались сложности и на самой знаковой стройке ГК «ВИС» в Новосибирске – появились сообщения о том, что с подрядчиками строительства моста через Обь не рассчитываются. Один из них даже перекрывал выезд со стройки. Впрочем, в группе заявили, что речь идет о споре бывшего подрядчика с его субподрядчиком и сама «ВИС» к происходящему отношения не имеет. Не хватает воли Часть наблюдателей называют причиной сохранения договора с «Экологией-Новосибирск» нехватку политической воли со стороны областных властей и опасения возможного мусорного коллапса. Еще один риск – если регоператор обанкротится, его долги перевозчикам лягут на областное правительство. При этом есть сомнения в «искренности» самобанкротства «Экологии-Новосибирск». Например, депутат заксобрания Вадим Агеенко видит в этом юридический прием, чтобы избавиться от долгов. «Я вас уверяю – никто ее не будет банкротить, и ее невозможно обанкротить, потому что деньги в обороте есть. Я считаю, это ложное самобанкротство. Обеспечительные меры – текущие операции можно проводить, а рассчитываться с кредиторами нельзя», – считает депутат заксобрания Вадим Агеенко. Он добавил, что три из пяти перевозчиков, подавших иски к «Экологии-Новосибирск», сами уже находятся в процедуре банкротства, и «когда они сдохнут, уже некому будет получать деньги». Много вопросов вызывает и сложившаяся практика заключения концессий. Депутат заксобрания Вячеслав Илюхин обратил внимание, что такие соглашения часто заключаются с иногородними компаниями, которые не платят в Новосибирске налоги. «Мне ответил губернатор, что зато много наших подрядчиков. Только с ними не рассчитываются. Если мы говорим про мусорного оператора, то эта концессия мне вообще непонятна. А что, собственно, изменилось? Кто возил мусор, тот его и возит. Но появилась некая надстройка, которая увеличила тариф, и все стало только хуже. Сейчас продлили статус регоператора, хотя он должен сотни миллионов нашим подрядчикам. А они тоже должны были бы налоги заплатить, но теперь не могут, потому что с ними не рассчитались», – резюмировал он. Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com

Почему Новосибирск не может решить мусорный вопрос
© РИА "ФедералПресс"